Санкт-Петербург и область, 12 окт 2015, 18:31

Петербургский ритейл: кто выживает на рынке торговой недвижимости

Эксперты рассказали, что происходит на рынке торговой недвижимости Петербурга после падения спроса на непродовольственные товары
Читать в полной версии

Несмотря на падение уровня доходов населения, в Петербурге продолжают открываться гипермаркеты. Эксперты международной консалтинговой компании Colliers International объясняют это тем, что экономические трудности переориентировали покупателя на продовольственные товары, что и создает условия для роста продуктового ритейла. Главными пострадавшими от изменения покупательских предпочтений оказались владельцы торговых комплексов. Впрочем, сложности с поиском арендаторов заставляют их находить новые средства привлечения клиентов.

За прошедшие девять месяцев 2015 года в Петербурге открылось четыре новых гипермаркета. Такие данные приведены в отчете международной консалтинговой компании Colliers International о развитии городского рынка торговой недвижимости в третьем квартале 2015 года. Характерно, что увеличение числа гипермаркетов происходит на фоне общего негативного тренда в сфере розничной торговли. По данным Петростата, за январь-август 2015 года суммарный товарооборот в петербургской рознице упал 11,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

При этом ситуация в других сегментах торговой недвижимости в целом соответствует динамике в сфере розничной торговли. Как отмечают эксперты Colliers International, за прошедшие девять месяцев текущего года в Северной столице не открылось ни одного нового торгового центра площадью более 10 тыс. кв. м.

Статистика говорит о том, что петербургские покупатели все больше переориентируются на продовольственные товары, сокращая затраты на прочие товары и услуги. По данным Петростата, доля продовольствия в общем объеме товарооборота в текущем году составляет 37%, что на 3% превышает показатели 2014 года. Это, как считают эксперты, и создает благоприятные условия для открытия гипермаркетов.

«Продуктовые сети, работающие в формате гипермаркетов, видят возможности для расширения своего присутствия, - комментирует динамику Вероника Лежнева, директор департамента исследований компании Colliers International в Петербурге. - Что касается торговых центров, то здесь пул арендаторов представлен самыми разными товарными категориями, где и наблюдается нехватка арендаторов, которые продолжали бы развиваться». По словам Вероники Лежневой, в тех же торговых центрах продуктовые компании за редкими исключениями, продолжают стабильно работать, продлевая заключенные договора аренды.

По данным Colliers International, только за третий квартал 2015 года количество вакантных площадей в торговых комплексах Петербурга выросло на 8,5%. Сложности с поиском арендаторов серьезно обостряют конкуренцию между торговыми комплексами и заставляют их владельцев искать дополнительные стимулы для привлечения клиентов. Пока основное средство решения этой задачи — предоставление арендатору привлекательных коммерческих условий. Так, практически все ТРК перешли на рублевые договоры аренды. Помимо этого растет число договоров, в которых ставка аренды привязана к товарообороту.

Усилия собственников торговых комплексов дают некоторые результаты. В Петербурге за последние месяцы появился ряд новых операторов, которые разместились в наиболее успешных (с точки зрения локации и способности генерировать покупательский трафик) торговых комплексах. В основном речь идет об игроках fashion-индустрии и заведениях общепита. «Если ситуация со спросом со стороны арендаторов совсем плохая, то для торгового комплекса лучше сдавать площади по минимальной ставке, чем держать пустые помещения, - объясняет эту ситуацию генеральный директор Knight Frank в Санкт-Петербурге. - Поэтому сейчас для многих - очень удобный момент выхода на рынок».

Pro
«Стесняюсь сказать»: 38 готовых фраз на все случаи жизни
Pro
Почему японский SoftBank инвестирует $100 млрд в США после победы Трампа
Pro
Работа без роли: зачем и как внедрять систему «плавающих» должностей
Pro
Почему взрослые по всему миру глупеют — The Economist
Pro
Быть лидером опасно. Как не пострадать — пособие от гарвардских ученых
Pro
Как платить НДФЛ за сотрудников с 1 января 2025 года. Примеры расчетов
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Формула «5 к 1»: как культивировать радость и близость в паре