В Петербурге решено подвинуть здания из-за строительства магистрали
Статус «достопримечательного места» защитит историческую территорию от сноса и нового строительства, однако здания решено «передвинуть» для строительства высокоскоростной магистрали «Москва — Санкт-Петербург».
Совету были представлены две историко-культурные экспертизы Фарфоровского поста. Одна из них была сделана по заказу замглавы районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Людмилы Семыкиной. Она настаивала на присвоении комплексу статуса объекта культурного наследия, что исключило бы и снос, и перемещение объектов.
Вторая выполнена по заказу Института истории материальной культуры РАН и признаёт Фарфоровский пост достопримечательным местом. Этот статус даёт множество послаблений, которых опасаются градозащитники. Например, на территории такого объекта культурного наследия возможно строительство с разрешения соответствующего госоргана. Таким образом, судьба Фарфровского завода во многом будет решаться в режиме ручного управления.
«Это слабозащищенная категория памятников, — отметил в своем заявлении Экспертный совет по сохранению культурного наследия (в него входят, в частности, Василий Успенский, Василий Дегтярев, Людмила Семыкина). — На территории достопримечательных мест (в отличие от территории региональных памятников) разрешено новое строительство, здания достопримечательных мест разрешено сносить и вольно воссоздавать, изменять облик их фасадов».
Совет по сохранению культурного наследия при администрации Петербурга считает своё решение оптимальным. Интеграция зданий Фарфоровского поста в проект магистрали путём их незначительного перемещения позволит как сохранить уникального данного места, так и построить высокоскоростную железную дорогу.
Подробности проекта интеграции «достопримечательного места» рассказали 12 октября в КГИОП. По территории Фарфоровского поста должны пройти 6 главных железнодорожных путей. Известно, что дома 40, 44, 48 и 54 сдвинут на 10 метров, а здание вокзала — на 20 метров. По словам главного инженера Октябрьской железной дороги Виктора Иванова, после смещения вокзал и дом № 54 свяжут подземным переходом с выходом на платформы. Таким образом будет сформирован новый пассажирский комплекс остановочного пункта «Фарфоровский пост».
Впрочем, проект не предусматривает сохранения жилого статуса домов. КГИОП сообщает, что кирпичные постройки станут административно-деловыми зданиями служб Октябрьской железной дороги. «Проектом предполагается их ремонт по реставрационным технологиям. Красно-кирпичные здания Фарфоровского поста будут видны из окон пассажирский вагонов», — приводит КГИОП слова Виктора Иванова. Это значит, что расселения проживающим сейчас в этих домах петербуржцам не избежать. В прошлом году 120 человек подписали обращение к президенту РФ Владимиру Путину о корректировке проекта ВСМ, чтобы исключить снос жилых зданий и выселения живущих в них людей. В июне 2023 года администрация Фрунзенского района оповестила жильцов об изъятии участков, на которых расположены дома Фарфоровского поста без указания сроков. В ожидании окончательного решения некоторые семьи пытаются продать квартиры в достопримечательных домах в надежде выручить больше средств, чем им могут выделить в качестве компенсации.
Как именно будет проходить процесс интеграции Фарфоровского поста в проект высокоскоростной магистрали будет решать рабочая группа. В неё войдут проектировщики, представители РЖД и члены Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, в том числе эксперт Министерства культуры РФ, архитектор-реставратор Михаил Мильчик и архитектор, искусствовед Нина Петухова.