Финляндия заявила о независимости от российского ядерного топлива
Реакторы атомной электростанции в финской Ловиисе больше не зависят от поставок ядерного топлива из России. Об этом 13 января заявил в эфире Yle министр окружающей среды и климата Кай Мюкканен.
«На реакторы в Ловиису завозилось в основном российское топливо, как и на многие другие АЭС в Европе и США. Сейчас мы переводим станцию на западное топливо. Фактически я могу констатировать: мы достигли того, что наши реакторы более не зависят от новых поставок ядерного топлива из России», — заявил Мюкканен.
Отметим, что ловиисская АЭС была спроектирована и построена советской компанией «Атомэнергоэкспорт» в 1977 году. Станция оснащена двумя энергоблоками с советскими водо-водяными реакторами, изготовленными на Ижорском заводе.
Еще осенью 2023 года компания Fortum, владеющая АЭС в Ловиисе, заявляла изданию Helsingin Sanomat, что полностью зависит от поставок из России. «На данный момент единственной организацией, поставляющей ядерное топливо, подходящее для данного типа реактора, является топливная компания ТВЭЛ, входящая в корпорацию «Росатом», — уточняли энергетики. Договоры с ТВЭЛ на поставку топлива действительны до 2027 года для первого реактора и до 2030 года — для второго.
Однако в конце 2023 года Fortum сообщил о разработке подходящего для Ловииса типа топлива у другого поставщика. Тогда в отчете Министерству труда и экономики специалисты Fortum отмечали, что смена поставщика топлива — процесс длительный и трудоемкий, связан с многочисленными вопросами безопасности и лицензирования.
Известно, что Fortum подписал многолетний контракт на разработку, лицензирование и импорт нового вида топлива для электростанции в Ловиисе с американской компанией Westinghouse. За основу взято топливо British Nuclear Fuel Limited, которое ранее уже поставлялось на АЭС Ловииса и использовалось параллельно с российским.
В Европе работают 16 реакторов советского типа ВВЭР-440. Владельцы АЭС ищут альтернативу российскому топливу не первый год. Эксперты уверены, что процесс замещения займет до 7 лет и может обернуться проблемами для предприятий, так как топливные элементы имеют свою специфику. И тем не менее летом 2023 года пять стран — Канада, Франция, Япония, Великобритания и США договорились об объединении усилий для снижения зависимости от российских поставок ядерного топлива.
В «Росатоме» к этим заявлениям относятся скептически. Прежде всего, российские специалисты указывают на отсутствие у стран-участниц единой технологической цепочки для создания ядерного топлива. Кроме того, новое топливо будет дороже российского. «Больше всего, конечно, беспокоит, насколько безопасным будет альтернативное топливо, особенно в сочетании с российским (активная зона перегружается частями). Производителям и эксплуатантам надо будет выполнять перерасчет параметров активной зоны для каждой станции. Процесс это непростой, специалистов таких мало, а риски велики. И очевидно, что при аварии вина будет лежать именно на производителях альтернативного топлива», — говорится в сообщении «Росатома».