Санкт-Петербург и область, 13 фев 2007, 13:09

Эксперты: Производители комплектующих в РФ займут нишу второго уровня

В России к 2010г. ежегодно будет продаваться 3 млн новых автомобилей в год, а отношение числа автомобилей на тысячу жителей достигнет 200. Тем самым рынок нашей страны войдет, как минимум, в тройку ведущих рынков по емкости продаваемых автомобилей. К таким выводам с теми или иными отклонениями пришли участники проходящей в Петербурге конференции "Автоинвест - 2007".
Читать в полной версии

В России к 2010г. ежегодно будет продаваться 3 млн новых автомобилей в год, а отношение числа автомобилей на тысячу жителей достигнет 200. Тем самым рынок нашей страны войдет, как минимум, в тройку ведущих рынков по емкости продаваемых автомобилей. К таким выводам с теми или иными отклонениями пришли участники проходящей в Петербурге конференции "Автоинвест - 2007".

Понимание важности российского автомобильного рынка уже окончательно завладело умами автопроизводителей, и последние тенденции появления новых производств (либо заявки на участие) наглядно это демонстрируют. Уже практически ни осталось представителей ведущих компаний автопрома размещающих или планирующих разместить свои производства на территории РФ. Также оформились и точки приложения сил - это производственные кластеры вокруг Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги, и отчасти Ижевска и Калининграда.

Москва, Санкт-Петербург и Калининград выигрывают в плане логистики, Калуга и Ижевск - с уже развитой инфраструктурой. Правда, есть и интересные тенденции в плане борьбы регионов за размещение подобных производств - кто даст автопроизводителю больше льгот. Пожалуй, на конференции эту тенденцию острее всех охарактеризовал вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас: "Конкуренция потеряла здравый смысл, поскольку сумма льгот превышает, порой сумму инвестиций".

Но это лишь прелюдия - дальше и начинаются основные проблемы. На первый план начинают выходить вопросы иного рода. И первый - кадровый. Как отметил генеральный директор ЗАО "Форд Мотор Компани" Теодор Штрайд, в Петербурге безработица составляет лишь 1% и это негативно отражается на рынке труда. При отсутствие конкуренции пропадает мотивация повышения квалификации. И это, а не появление конкурентов типа Toyota и Nissan, ставится главой Ford во главу угла.

Второй проблемой была названа все та же пресловутая проблема несовершенства законодательства. По мнению многих участников проблема заключается в том, что законодательство не идет впереди развития, а лишь фиксирует тенденции, причем с серьезным запозданием. Так, по мнению управляющего директора "Дженерал Моторз СНГ" Уоррена Брауна, даже возможности, действительно полезные, предлагаемые последними изменениями в законодательстве скоро будут исчерпаны. Причем, как утверждают участники рынка, это проявляется не только в организации производств, но и в подготовке инженерной инфраструктуры под предприятия, а также портовой и прочей логистики.

И, наконец третьей и, пожалуй, самой главной проблемой была названа проблема комплектующих. И об этом особо. В настоящее время, с одной стороны, большинство комплектующих для сборки "российских иномарок" поставляется из-за рубежа, а с другой - производители сталкиваются с недостаточным качеством комплектующих, которые произведены в России. Так, по мнению директора "Национального агентства промышленной информации" Татьяны Арабаджи, только 30 - 35% запчастей из России соответствуют предъявляемым автопроизводителями требованиям. Как следствие и Toyota, и Nissan, по словам руководителей российских филиалов, изначально будут ориентированы на поставки импортных комплектующих. В дальнейшем возможны замещения компонентов на российские, однако и здесь скрыты подводные камни. По словам главы представительства "Теннеко Аутомотив Европа Н.В"" Дмитрия Осипова, если в настоящее время существуют таможенные преференции для комплектов комплектующих, то в случае замещения одного или нескольких компонентов на отечественные эти комплекты распадаются на множество составных и на каждую деталь придется декларировать отдельно".

Что же касается производства комплектующих в России, то и здесь не стоит автопроизводителям ожидать снижения себестоимости без потери качества. Д.Осипов охарактеризовал это тем, что Россия уже стала страной с высокой себестоимостью, но не стала страной высокотехнологичной. "Мы безнадежно отстаем по таким позициям, как электроника, системы безопасности, и даже в качестве листового металла", - отметил специалист.

Мнение большинства экспертов, в частности Т.Арабаджи, сводится к тому, что в лучшем случае российские производители комплектующих смогут приложить усилия, чтобы занять нишу производителей комплектующих второго уровня. На производство оригинальных запчастей первого уровня у нас не хватает ни мощностей, ни инвестиций, ни качества. И все же тенденции - в первую очередь планируемое появление филиалов иностранных производителей комплектующих в России говорит о том, что рынок все равно реагирует на мощное развитие рынка. И в дальнейшем этот рост будет только развиваться. Итогом же можно назвать тезис исполнительного директора НО "Национальной Ассоциации производителей автомобильных компонентов" Михаила Блохина - "автобизнесом заниматься в России можно, и тот, кто будет первым, тот и выиграет".

Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу