Хитрость Ленобласти: застройщики увеличили налоговые отчисления в восемь раз
По информации пресс-службы правительства Ленобласти, налоговые поступления в консолидированный бюджет области от застройщиков увеличились с 230 млн рублей в 2012 году до 1,8 млрд рублей в 2014 году, то есть, в 7,8 раза. По предварительным данным, в 2015 году застройщики перечислят в бюджеты области и муниципалитетов 2,66 млрд рублей, в 2016 году – 3,9 млрд, в 2017 году – 3,21 млрд. Впрочем, это произойдет, если начатые стройки не будут заморожены из-за кризиса, что возможно.
В правительстве считают такой рост результатом действия программы «Соцобъекты в обмен на налоги», предусматривающей выкуп государством у застройщиков соцобъектов (детсадов и школ) за часть (не менее 50%) уплаченных ими налогов в консолидированный бюджет Ленобласти.
Идеи программы проста. Компаниям надо было зарегистрировать уже работающие в регионе дочерние структуры, работающие в Ленобласти. Это было необходимо, чтобы налоги платить не в Петербурге, где как правило были зарегистрированы компании-застройщики, а по месту работы -- в Ленобласти. При этом объем налоговых отчислений для каждой компании практически не менялся.
За это они получали серьезный бонус – государство выкупало у них соцобъекты, которые в Петербурге они строили за свой счет и только частично могли компенсировать затраты за счет повышения цен на жилье, а в значительной степени вынуждены были покрывать их из прибыли. Ленобласть, в свою очередь, без бюджетных затрат получала соцобъекты, а также дополнительные поступления в бюджет, поскольку на выкуп соцобъектов, по условиям программы, тратила только часть (от 50% до 75%) налоговых поступлений от застройщика.
Расчет инициаторов программы полностью оправдался. Мало того, что в 2014 году было построено 13 детсадов (из них 11 – с выкупом у бизнеса и только 2 за счет бюджета) и 2 школы – против 3 детсадов в 2012 году, а запланирован еще 41 соцобъект (39 детсада и 14 школ). Но и налоговые поступления выросли в 8 раз. Причем, в значительной мере, похоже, именно за счет перерегистрации застройщиков, а не из-за роста объемов строительства. Основные налоги от построек платятся в местные бюджеты после их ввода в эксплуатацию, а ввод увеличился за этот период лишь на 40% (с 1,149 млн кв. м. в 2012 году до 1,603 млн кв. м. в 2014 году) . Впрочем, успеху программы способствовало ухудшение ситуации в Петербурге, где власти в конце 2011 года резко затормозили строительный процесс (прекратили согласовывать ППТ), а потом заставили бизнес строить соцобъекты за свой счет. К тому же возник дефицит земельных участков под застройку в наиболее выгодных местах вблизи центра города. Строителей вынуждали осваивать окраины, где условия с инженерией, дорогами и спросом были не лучше, чем в Ленобласти. И они предпочли уйти в область.
Владимир Грязневич