Санкт-Петербург и область, 13 фев 2021, 14:48

Накануне весны: «Для многих май 2021 года — это красная черта»

Читать в полной версии
Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Отмена в Петербурге ряда «антиковидных» ограничений внесла легкий оптимизм в настроения горожан. На фоне новостей о падении заболеваемости коронавирусом и начале массовой вакцинации у граждан появилась надежда на возвращение к привычной жизни, а у бизнеса — на восстановление потребительского рынка.

Насколько оправданы такие надежды? Можно ли ожидать от петербуржцев взрыва потребительского оптимизма? Или определяющим фактором в жизни предпринимателей станет падение доходов у значительной части населения, что потребует от бизнеса разработки других бизнес-моделей? Ожиданиям и планам бизнесменов на ближайшие месяцы посвящен цикл мнений «Накануне весны».

На этой неделе своими наблюдениями и прогнозами на ближайшее «постпандемийное» будущее с РБК Петербург поделились представители фитнес-индустрии и одежного ретейла.


Алексей Ковалёв, президент холдинга «Алекс Фитнес»:

«Первый месяц нового года мы закрыли неплохо, недополучили всего 18% прибыли по сравнению с «допандемическим» январём 2020 года. Мы видим, как ситуация в отрасли постепенно улучшается. Ожидаем, что количество занимающихся в клубах будет прибавляться каждый месяц на 4-5%.

«Потребительский оптимизм» в связи с вакцинацией мы не ощущаем. Большее влияние на ситуацию весной оказывает характерный для фитнес-индустрии сезонный спад. Дело в том, что у 90% наших клиентов — годовые абонементы, которые обычно покупают осенью. Фитнес-центры работают в апреле в ноль, а в мае-июне — в минус, потому что в этот период люди уезжают на дачу, откладывают деньги на отпуск.

Поэтому сейчас наша цель — отработать на максимуме возможностей до августа. Тогда сможем решить целый ворох накопившихся проблем. В частности, закрыть обязательства перед нашими партнерами. Индустрия почти год живёт на отсрочках, переносах обязательств. Май 2021-го — своеобразный redline. Закончится программа льготного кредитования для бизнеса. Тогда и будем принимать решение о будущем существующих и новых проектов.

За прошедший год мы в компании научились работать дистанционно, в чём есть колоссальный плюс. Если раньше с какими-то партнёрами ты не мог не провести личную встречу, то сейчас достаточно с ними переговорить по телефону.

Что касается офиса, то я в этом плане больше консерватор: я не заставляю своих сотрудников сидеть положенное время за рабочим местом, но в эффективную работу дома тоже не очень верю. Поэтому ищем компромисс. Ведь есть сотрудники, которые могут себе позволить неплохо работать из дома.

В целом офисные площади компании мы сократили на 20% за счёт оптимизации рабочего пространства. Офисные сотрудники раньше размещались по нескольким клубам, сейчас мы их консолидировали в одном офисе. На период пандемии приостановили работу проектного отдела. Потому что всё, что связано с развитием, с новыми проектами, на время стало не актуально. Мы не IT-компания, не food-tech проект, поэтому думаем над каждой потраченной копейкой.

Дополнительные сокращения в компании возможны в случае закрытия точек, по которым мы не сможем прийти к договоренностям с собственниками о смягчении условий. Из таких проектов нам, скорее всего, придется выйти.

Пандемия показала — компаниям невыгодно иметь большие штаты. Зарплаты сотрудников — это гигантские суммы, которые в кризис негде взять. Поэтому часть задач в этом году отдадим на аутсорс. Такая форма сотрудничества нам выгоднее: есть процессы в компании — есть затраты, остановили деятельность — затрат нет.

Что касается технологий, то мы, как и многие фитнес-операторы, запустили большой блок виртуальных программ. Никакой прямой выручки это не даёт, так как рынок сейчас переполнен большим количеством, в том числе, бесплатного контента, связанного с тренировками — и люди не готовы за него платить деньги. Однако онлайн-тренировки помогают привлечь новых клиентов в фитнес-центр. Практика показывает, что, если человек начинает тренироваться дома, в какой-то момент он чувствует потребность прийти в фитнес-центр. Поэтому большой упор на виртуальный фитнес строить не буду — верю в свой сегодняшний продукт. Главное, чтобы не обострилась социально-политическая ситуация, потому что человек начинает заниматься спортом, когда у него есть уверенность в завтрашнем дне».


Михаил Уржумцев, генеральный директор Melon Fashion Group (бренды ZARINA, befree, LOVE REPUBLIC и sela):

«Пока мы не ощущаем «потребительского оптимизма», который должен был появиться в связи с вакцинацией. Сейчас ситуация такая: на одной чаше весов вакцинация, а на другой — оставшиеся ограничения для бизнеса, в том числе, запрет на работу фудкортов. Эти ограничения значительно снизили трафик в наших магазинах в ноябре и декабре, январь тоже отстает от прошлогодних показателей. Собственно, это и влияет на ситуацию в целом. Может быть, эффект вакцинации будет чуть позже, и весной произойдут положительные изменения.

«Пока мы не ощущаем «потребительского оптимизма», который должен был появиться в связи с вакцинацией. Сейчас ситуация такая: на одной чаше весов вакцинация, а на другой — оставшиеся ограничения для бизнеса».

Но если экономическое оживление в России мы связываем с окончанием пандемии (а судя по всему, все предпосылки к этому есть), то её окончание и снятие всех ограничений даст людям возможность больше гулять. А значит, посещать торговые центры с целью досуга и магазины, чтобы тратить, в том числе и на нас.

При этом мы сейчас живём в неоднополярном мире, и у меня такое предчувствие, что не только окончание пандемии будет влиять на жизнь в России. Мне кажется, нас ждут новые вызовы, связанные с международной обстановкой, санкциями в отношении России. Это может повлиять не только на ретейл, но и на уклад жизни в целом. Например, может случиться очередная девальвация рубля и это отразится на всем.

Импортозамещение — миф; у нас много товаров ввозится из-за границы и их стоимость так или иначе привязана к стоимости валюты. Поскольку наш рубль имеет свойство слабеть по отношению к любой валюте, цены автоматически будут расти и людям с ограниченным доходом придётся выбирать, на что тратить деньги.

Если говорить о Melon Fashion Group, в 2020 году наши продажи выросли, а эффективность бизнеса увеличилась относительно 2019 года. Российский розничный рынок по-прежнему велик, несмотря на его официальное снижение, на этот год мы ставим себе задачу занять его большую долю. Потенциал и амбиции у нас есть.

За прошедший год у меня изменилось отношение к офисной и удалённой работе. Все поняли, что без офиса жить нельзя. Мы свои бизнес-процессы и до пандемии выстраивали таким образом, что сотрудники могли при желании работать из дома. Наша политика подразумевает, что компании важен результат, а не место, откуда работает сотрудник. Поэтому весенний локдаун с вынужденной удаленкой прошел без срывов, ни один бизнес-процесс не остановился. Тем не менее наш офис манит всех: в дизайнерском пространстве у наших талантов больше возможностей раскрыть себя. Поэтому сокращать офисные площади не планируем, наоборот, расширяемся — в январе открыли релакс-пространство и тренажёрный зал.

В 2020 году нашей основной целью стало сохранение команды, несмотря на сложную ситуацию с закрытием магазинов во время локдауна и «удаленку». И нам это удалось. При этом мы постоянно находимся в поисках «свежей крови» и в этом году будем искать людей, которые смогут двигать компанию вперёд. Новых типов вакансий пока у нас нет, мы продолжим набирать людей для усиления всех тех направлений, которые у нас есть.

В 2020 году нашей основной целью стало сохранение команды, несмотря на сложную ситуацию с закрытием магазинов во время локдауна и «удаленку».

Что касается технологий, то мы начинаем осваивать работу в big data, и в этом году планируем анализировать эти данные. Большие данные мы берём из профилей покупателей на наших сайтах и в приложениях; анализируем онлайн-продажи, которые своим ростом дают нам больше пищи для размышлений. Сейчас нет просто онлайн-торговли: маркетплэйсы диверсифицируются и каждый направлен в свою сторону. Поэтому нужно проводить анализ всей онлайн-матрицы и ставить на определённый маркетплэйс тот продукт, который востребован именно на этой площадке. Это и требует анализа огромного массива данных и быстрого принятия решений, чтобы понять нашего клиента и что ему нужно. В современных реалиях любое промедление чревато сходом с дистанции».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

Повтор публикации от 11.02.2021

Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Не нужно платить штрафы и пени. Какие льготы дает налоговый мониторинг