Санкт-Петербург и область, 13 мар 2019, 16:41

Петербургский завод выходит на стратегически важный рынок

Читать в полной версии
Фото: Ростислав Кошелев/Интерпресс

Единственный российский производитель вертолетных двигателей, петербургское АО «ОДК-Климов», получило заказ на производство 100 двигателей для вертолетов в рамках федеральной программы развития санитарной авиации. Этот заказ не принесет большой прибыли, однако, как заметили опрошенные РБК Петербург эксперты, для предприятия он крайне важен.

Некоммерческий проект

Как сообщили представители «ОДК-Климов», заказчиком двигателей выступает холдинг «Вертолеты России». Поставка запланирована на 2019 год. В «ОДК-Климов» отказались назвать сумму контракта, однако, по оценке экспертов Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), стоимость одного двигателя может составить около 750 тыс. долл., или около 49 млн руб. Таким образом, общая сумма заказа может достигать 5 млрд руб.

По информации пресс-службы «ОДК-Климов», доля продукции, которую предприятие изготовит в рамках этого контракта, не превысит 20% общего портфеля заказов на 2019 год.

Прямая экономическая выгода от исполнения контракта будет невелика, сказал РБК Петербург гендиректор «ОДК-Климов» Александр Ватагин. «Санитарная авиация — это некоммерческий проект, и перед «Вертолетами России» стоит задача сделать машину практически с нулевой рентабельностью. Это нужное направление, но мы не заработаем на нем много», — сказал Ватагин, не называя конкретных цифр.

Федеральная программа по развитию санитарной авиации предполагает, что холдинг «Вертолеты России», входящий в корпорацию «Ростех», к 2021 году поставит для «Национальной службы санитарной авиации» (НССА, контролируется «Ростехом» и вертолетной компанией «Хели-Драйв») 150 вертолетов на общую сумму в 40 млрд руб.

Стратегически целесообразно

Опрошенные РБК Петербург эксперты согласились с тем, что «ОДК Климов» не получит большой прибыли на поставках двигателей для санитарной авиации. Однако участие в этой программе крайне важно для предприятия. Как считает заместитель гендиректора ЦАСТ Константин Макиенко, поставка продукции даже по себестоимости экономически оправдана, поскольку за счет выполнения заказа «Климов» сможет пополнить оборотные средства, что крайне важно в условиях закредитованности предприятий машиностроительного сектора, к которому относится «Климов».

«Выполнение заказа даже с низкой, практически нулевой рентабельностью имеет смысл: это позволит загрузить предприятие, выплачивать сотрудникам зарплату, а главное — закрепиться на рынке гражданской продукции. Кроме того, работая по программе санавиации, «Климов» по сути создает себе сегмент рынка для сервиса техники и поставки к ней запчастей», — говорит промышленный эксперт Виктор Цукер.

С ним согласен глава аналитического агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Программа санитарной авиации — хорошая возможность для диверсификации «Климова» с учетом того, что объем гособоронзаказа будет сокращаться. Кроме того, компания может в перспективе зарабатывать на сервисном обслуживании и замене своих же двигателей», — комментирует Пантелеев.

Подобные планы есть и у самого предприятия, рассказал РБК Петербург Александр Ватагин. «Мы планируем развивать это направление, создавая и расширяя сервисные центры в России и других странах, например, во Вьетнаме. Пока сервис занимает не более 10% от общего годового оборота компании, в то время как в мире на долю сервиса приходится до 60% от выручки», — говорит Александр Ватагин.

Справка

АО «ОДК-Климов» — разработчик и производитель газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации. Компания входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию» группы «Ростех». Финансовые показатели за 2018 год «ОДК-Климов» не раскрывает. По данным СПАРК, выручка «ОДК Климов» в 2017 году составила 19 млрд руб., чистая прибыль — 169 млн руб.

По данным Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), в настоящее время в мире эксплуатируется около 11 тыс. вертолетов МИ-8. Парк этих машин периодически обновляется новыми модификациями МИ-8. Последний пик спроса на них пришелся на 2006-2016 годы. Тогда вертолеты активно закупали такие страны, как Индия, Алжир, Южная Америка. В России эксплуатируется, по данным ЦАСТ, более 2 тыс. различных вертолетов, которые оснащаются двигателями российского, американского и европейского производства.

Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе