Санкт-Петербург и область, 13 апр 2015, 12:22

Финны возвращаются на рынок фастфуда в Петербурге

Эксперты говорят о новых возможностях для рынка петербургского фастфуда
Читать в полной версии
Фото: К.Сальмела (Hesburger) и О.Папазов ("МегаГрупп")/ РБК

В начале апреля финская сеть ресторанов быстрого питания Hesburger заявила о значительном расширении своего присутствия на российском рынке. Только в Петербурге к концу мая откроется девять фустфудов Hesburger, а общее число торговых мест по всей стране достигнет сорока. По этому показателю Россия станет в один ряд со странами Балтии - Эстонией, Латвией и Литвой. В самой Суоми семейная компания Hesburger, которая возникла только в 1980 году, открыла 289 точек и сумела обогнать здесь «чемпиона мира» по фастфуду - McDonald's. В 2013 году выручка финской сети во всех странах достигла 260 млн евро.

Рестораны в Балтии находятся в собственности материнской компании, а в России Hesburger намерена развиваться по схеме франшизы - партнером стала компания «МегаГрупп» (владеет франшизой американских пекарен Cinnabon и Auntie Anne's).

Hesburger в 2010 году уже делал попытку закрепиться на российском рынке. Владельцем мастер-франшизы на Россию стало ООО «Русбургер», которая открыла несколько точек в Москве и Петербурге. Компанию связывали с "Останкинским мясоперерабатывающим комбинатом", который поставлял мясо в сеть. Но первый гамбургер финского образца в двух столицах вышел комом: три из четырех ресторанов в Петербурге закрылись (осталась точка в Приморском районе). Уцелевшие рестораны в Москве и Петербурге теперь принадлежат «МегаГрупп», сообщили в компании. Как считает один из руководителей финской сети Hesburger Кари Сальмела, причина неудачи "Русбургера" - неудачно выбранное расположение торговых точек (хотя, к примеру, в Петербурге Hesburger был рядом со станциями "Технологический институт" и "Василеостровская").

Трудности франшизы, или Как погасла «Яркая звезда»

Иностранный опыт применения франшизы в России накопил как успешные примеры, так и неудачи, поясняет генеральный директор InfoLine Иван Федяков: «Классический пример – это сеть McDonald's, которая во всем мире развивается по принципу франшизы. И только в России у McDonald's до недавнего времени все рестораны находились в собственности. В свое время директор сети в России объяснил, что если бы они развивали сеть как везде в мире, то в ресторанах наравне с гамбургерами наверняка продавалась бы шаверма».

Одно из немногих удачных исключений – это проект сети Subway, хотя у нее тоже наблюдались взлеты и падения. «До кризиса 2009 года сеть довольно быстро росла, затем пошел резкий спад, и по всей стране закрылось около 80% ресторанов. Говорили даже о том, что Subway уйдет из России. А сейчас мы видим своеобразный ренессанс, и число ресторанов снова растет», - поясняет Федяков. А развить франшизу американской сети Carl's Junior в России не удалось: в этом году обанкротилась компания «Яркая звезда», открывшая в Петербурге 26 ресторанов. «Carl's Junior, на мой взгляд, не выделялся на петербургском рынке ни ассортиментом, ни ценами, ни чем-то иным. А ведь его конкуренты достаточно раскручены на рынке. Могу предположить, что другая проблема «Яркой звезды» – это высокая долговая нагрузка, в том числе из-за подорожавших продуктов и выросших ставок по кредитам. Если средняя рентабельность фастфуда как бизнеса составляет 20% в год, а кредит при этом берется под 25%, то экономика проекта, очевидно, не «сходится», - объясняет руководитель InfoLine.

Удачное совпадение

«Экономический спад и политическая ситуация в России увеличивают наши риски, но одновременно нам открываются новые возможности, например, снижается стоимость арендной платы», - говорит один из руководителей финской сети Hesburger Кари Сальмела. Стоимость аренды для фастфуда – это самая значимая статья издержек, которая превышает затраты на оплату труда и закупки продуктов. По оценкам InfoLine, из-за оттока клиентов цена аренды снизилась по сравнению с прошлым годом на 10-15%.

«Первоначально мы собирались открыть в Петербурге всего три ресторана, но как раз в этот момент возникла история с «Яркой звездой». У нас появилась возможность выбрать девять лучших мест, но при этом мы собираемся развиваться очень осторожно», - говорит владелец «МегаГрупп» Олег Папазов. Как пояснил Папазов, средний объем инвестиций на открытие нового ресторана Hesburger составляет 10-12 млн руб., а срок окупаемости не превышает двух лет. Он отказался раскрыть детали финансовых договоренностей с финской сетью, но отметил, что «МегаГрупп» предоставлены льготные условия. Обычно первоначальный взнос для франшизы Hesburger составляет 17,5 тыс евро, а роялти – 8% оборота.

Оценивая риски, О.Папазов добавил, что уровень российской локализации Hesburger достигает 75%, чему вполне может позавидовать отечественный автопром: «Нам приходится покупать бразильское мясо вместо европейского, что увеличивает издержки, в том числе на логистику. А те компоненты, которые мы приобретаем у материнской компании, не попали под запрет». Hesburger выпускает под собственной торговой маркой кетчупы, соусы и соленые огурцы, они продаются не только в точках фастфуда, но также в крупнейших торговых сетях Финляндии. Несмотря на это, «МегаГрупп» оценила спад валовой выручки компании в 2015 году на 20% против обычной.

Иван Федяков уверен, что рынок фастфуда Петербурга в обозримом будущем ждет консолидация и дальнейший рост: «Даже McDonald's не удалось захватить и 10% рынка общественного питания, хотя она работает с конца 1980-х годов. В Петербурге больше 2 тыс. ресторанов и кафе, и три десятка McDonald's – капля в море. Посмотрите, как агрессивно рекламируют себя крупные игроки – скорее всего, они станут развивать франшизу, ведь при масштабировании бизнеса очень трудно контролировать технологии и качество только собственными силами». Рынку фастфуда Петербурга есть куда развиваться: пока он лишь догоняет Эстонию, население которой составляет всего 1,5 млн человек. До пятимиллионной Суоми, где даже в небольших городках работают несколько конкурирующих предприятий быстрого питания, Петербургу пока далеко.

Павел Прохоров

Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Согласовать с властями. Как купить компанию или долю в ней в Белоруссии
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали