Скандал с «захватом» картины Брюллова вышел на новый уровень
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) направил правительству России вопросы о судьбе картины Карла Брюллова «Христос во гробе». Знаменитое полотно была изъято ФСБ в 2003 году у законных владельцев (уроженцев Ленинграда, а ныне граждан Германии Ирины и Александра Певзнер) в рамках расследования дела о контрабанде, которое позже было прекращено. И Конституционный, и Верховный суды РФ признали конфискацию незаконной, однако до сих пор картина не возвращена законным владельцам.
Как пишет «Медиазона», через Страсбург заявители просят признать нарушение Россией Европейской конвенции по правам человека — в частности, статей о защите собственности и справедливом судебном разбирательстве.
«Почти захват»
Супруги Певзнер приобрели картину в 2002 году у приходской общины русского православного храма Воскресения Христова в Брюсселе за 100 тыс. евро. Как именно работа оказалась в этом приходе, точно неизвестно. Искусствоведы предполагают, что Брюллов работал над картиной, предназначавшейся для домовой церкви, в имении заказчика графа Николая Адлерберга под Мюнхеном. Согласно другой версии, она была вывезена графом, когда он после покушения на Александра II навсегда покинул Россию.
В 2003 году Певзнеры сдали работу в Государственный Русский музей на экспертизу. Музейные эксперты подтвердили авторство Брюллова. Однако хозяевам картину не вернули — петербургское управление ФСБ возбудило уголовное дело по ч.2 ст.188 УК (контрабанда культурной ценности) и конфисковало работу. С тех пор она находится в Русском музее на «ответственном хранении». Причем музейщики писали в ФСБ, что «заинтересованы в поступлении картины в фонды…на постоянное хранение». Самого Певзнера обвинили в «недостоверном» таможенном декларировании: по версии ФСБ, владелец имел умысел продать работу Русскому музею и не указал авторство Брюллова (на тот момент еще не установленное).
Адвокат Певзнера Семен Хейфец, в свою очередь, говорил, что истинной целью «искусственно сфабрикованного дела» является «удержание картины» в России, и это «почти рейдерский захват».
«Законы русского языка»
Суды Петербурга дважды признавали, что отказ правоохранителей вернуть картину и прекратить уголовное преследование Певзнера необоснован. Тогда следователи изменили обвинение: по новой версии, коллекционер привез картину в Россию «без декларирования и таможенного контроля». Силовики сослались на явку с повинной двух сотрудников Выборгской таможни. Но переданное в суд дело Певзнера до рассмотрения по существу тоже не дошло, так как по нему истек 10-летний срок давности.
В 2014 году Ленинградский областной суд отменил решение о конфискации и потребовал вернуть картину супругам Певзнер. Но в 2016 году генпрокуратура добилась конфискации картины (как «орудия преступления») в судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда. Член президентского Совета по правам человека адвокат Юрий Костанов позже писал, что картина в этом деле могла фигурировать лишь как предмет контрабанды, а то, что ее признали орудием преступления, «противоречит основным положениям уголовного права и законам русского языка» (цитата по «Медиазоне»).
В 2017 году свое слово по данному делу высказал Конституционный суд — он признал конфискацию картины нарушением Конституции и направил дело на пересмотр. 14 июня 2017 года президиум Верховного суда пересмотрел дело, отменив решение о конфискации картины и постановил вернуть ее коллекционерам.
Фонд и закон
Однако Минкультуры РФ незадолго до пересмотра дела зарегистрировало конфискованную картину в Госкаталоге Музейного фонда, фактически заблокировав исполнение судебных решений о ее возврате. Объясняя неделание возвращать полотно, Минкульт сослался на то, что в решении Верховного суда нет прямого указания о его исключении из Музейного фонда.
С тех пор супруги Певзнеры борются за исключение полотна из Музейного фонда. Соответствующее дело сейчас будет рассматривать Выборгский городской суд. Но и этот процесс может серьезно затянуться, выяснили СМИ. Дело в том, что ранее прокуратура Ленобласти внесла в Ленинградский областной суд кассационное представление, требуя отменить решение о прекращении уголовного дела о контрабанде. Леноблсуд уже отказался рассматривать это представление, но обжалование этого решения может затянуть рассмотрение вопроса об исключении картины из Музейного фонда в Выборгском суде.