Санкт-Петербург и область, 13 ноя 2017, 17:38

ЗСД потеряет миллиард на фоне раскрытия «секретного» договора

Читать в полной версии
(Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс)

Правительство города планирует сократить компенсацию концессионеру Западного скоростного диаметра (ЗСД). Изначально власти планировали выплатить инвестору 4,1 млрд руб. «недополученной прибыли» в 2018 году. Однако глава Петербурга Георгий Полтавченко предложил сократить субсидии на миллиард, следует из губернаторских поправок к проекту городского бюджета на 2018 год.

Соглашение между Петербургом, АО «ЗСД» и ООО «Магистраль Северной столицы» (отвечает за эксплуатацию трассы) предполагает выплату недополученной прибыли («максимально компенсированные затраты») в случае, если доход от эксплуатации ЗСД составит менее 9,6 млрд руб. в год. В 2016 году такая выплата составила 4,6 млрд руб., в 2017 году — 5,2 млрд руб.

Отметим, что, кроме субсидии за недополученную прибыль, в 2018 году город планирует выплатить АО «ЗСД» 2,5 млрд руб. в рамках реализации финансирования создания в Санкт-Петербурга автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». На что конкретно пойдут эти деньги, не сообщается. РБК Петербург ожидает комментарий от комитета по финансам Смольного.

В ООО «Магистраль Северной столицы» сообщили РБК Петербург, что в ходе реализации соглашения стороны выполняют взятые на себя обязательства в полном объеме. «МСС осуществило финансирование и строительство Центрального участка ЗСД, осуществляет эксплуатацию магистрали, несет все эксплуатационные расходы и риски. У МСС отсутствуют сомнения в выполнении обязательств сторон по соглашению о ГЧП», — отметили в компании. Процесс бюджетного планирования Петербурга находится вне компетенции МСС, добавил представитель ООО.

Пункт соглашения о выплате «недополученной прибыли» неоднократно вызывал критику со стороны городских депутатов. Власти при этом отказывались обнародовать условия соглашения, ссылаясь на пункт о неразглашении и коммерческую тайну. Но на прошлой неделе петербургские депутаты из «Справедливой России» опубликовали текст соглашения, полученный из конфиденциальных источников.

Хотя Смольный не подтвердил подлинность документа, фракция «эсеров» направила обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить законность договора. По мнению депутата Алексея Ковалева, соглашение было заключено с нарушением федерального законодательства. В частности, вместо концессии для договора была выбрана форма государственно-частного партнерства. Федеральное законодательство предусматривает дополнительное финансирование частного партнера только в случае изменения законодательства, ухудшающего положение партнера, напомнил Ковалев, а в заключенном соглашении компенсация затрат включает в себя и «недополученную прибыль» от эксплуатации.

«Если бы соглашение было концессионным, они не могли бы это написать, но поскольку ГЧП, они действуют по своим правилам. Им не позволено было заключать ГЧП, а значит его можно оспорить», — заключил депутат. По мнению Ковалева, город мог бы использовать понятие «справедливость сделки», чтобы пересмотреть условия соглашения, например, уменьшить платежи, сделать более справедливой систему оценки рисков и затрат партнеров.

От ЗСД до МСС

ООО «Магистраль северной столицы» (МСС) создано в 2011 году. Общество представляет консорциум, реализующий соглашение о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», заключенное с Санкт-Петербургом и АО «ЗСД». Участниками консорциума являются ВТБ Капитал, Газпромбанк, компании Astaldi (Италия), Içtaş Inşaat (Турция) в качестве подрядчиков строительства и Mega Yapi Inşsaat ve Ticaret (Турция) — технический консультант подрядчиков.

АО «ЗСД» на 100% принадлежит Петербургу.

Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.
Pro
«В крипте нет спасения». Почему биткоин «упал как камень»
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии