Санкт-Петербург и область, 13 дек 2018, 11:44

Петербург отменяет принцип «что не запрещено, то разрешено»

Читать в полной версии
(Фото: Роман Пименов/Интерпресс)

Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил, что принцип «что не запрещено, то разрешено» — не подходит для Северной столицы. Так чиновник прокомментировал скандал вокруг установки табличек памяти репрессированных в Петербурге. Вице-губернатор призвал сформировать правовую базу для дальнейшей реализации проекта. Как сообщает пресс-служба Смольного, такое заявление Игорь Албин сделал на встрече с группой общественников, реализующих проект «Последний адрес».

Лишенные «последнего адреса»

Встретиться с ними чиновники решили после того, как правозащитники обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации. Член Совета по правам человека, журналистка Znak.com Екатерина Винокурова после заседания Совета, на котором присутствовал глава государства, сообщила: «Поставила вопрос о том, как власти Санкт-Петербурга пытаются признать таблички «Последнего адреса» рекламой, сказала, что считаю это позором. Может, что-то получится», — написала она.

В конце ноября, напомним, комитет по градостроительству и архитектуре (за подписью заместителя председателя КГА Л.В.Канунниковой) расценил как незаконные таблички этого проекта и отнес случаи их установки к административным правонарушениям.

Память не по регламенту

На встрече с вице-губернатором Албиным общественники Наталья Шкуренок, Виктория Маркова, Татьяна Акулова и Владимир Фотуньянц рассказали, каким образом фонд «Последний адрес» работает с заявками горожан по увековечению памяти их родственников или даже посторонних людей, судьбы которых потрясают современников. Они подчеркнули, что фонд не является инициатором установки мемориальных знаков, а только помогает реализовать заявки граждан, которые сами оплачивают изготовление и установку табличек единого образца. Кроме того, появление табличек на зданиях согласовывается с собственниками этих домов, главным образом — ТСЖ.

Активисты устанавливают таблички с именами репрессированных жителей дома 19 по Пушкинской улице (Фото: Александр Николаев/Интерпресс)

Органы власти на встрече представляли председатель комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев, председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров и председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Сергей Серезлеев. Кроме того, на заседании присутствовал петербуржец, инициировавший проверку органами власти правомерности размещения мемориальных досок на фасадах зданий — Александр Мохнаткин (в прошлом — помощник депутата от «Единой России» Виталия Милонова).

Комментируя свое решение о запрете вешать таблички, чиновники сказали, что правовой статус табличек «Последнего адреса» не определен. Их смущает, что установка памятных табличек репрессированным гражданам не подпадает ни под один из действующих в городе регламентов.

Аморальное забвение

Общественники, в свою очередь, выразили уверенность в том, что аморально не заступиться за тех, у кого зачастую нет ни могил, ни родственников. Они снова напомнили о том, что проект «Последний адрес» помогает восстановить историческую справедливость.

Установка памятного знака на доме №54 по Невскому проспекту, где жил выдающийся фотограф Виктор Булла, который был арестован и расстрелян в 1938 году. (Фото: Павел Маркин/Интерпресс)

Итог дискуссии подвел Игорь Албин. Он выразил уверенность в том, что принцип «что не запрещено, то разрешено» — не подходит для Петербурга, где есть дома, фасады которых можно полностью завесить табличками репрессированных в разные годы жильцов. Он призвал стороны диалога «уйти с конфликтного поля и сосредоточиться на том, чтобы сформировать правовую базу для дальнейшей реализации проекта «Последний адрес» в одном из самых пострадавших от репрессий городов страны».

По итогам совещания профильным органам исполнительной власти во взаимодействии с общественниками поручено сформировать позицию о статусе мемориальных табличек «Последнего адреса», подготовить проект регламента по согласованию и размещению таких табличек с обязательным учетом мнения собственников зданий, а также в обязательном порядке — размещать информацию о людях, чьи имена попадают на мемориальные знаки, в базу данных проекта «Последний адрес», чтобы каждый желающий мог с ней ознакомиться.

«Последний адрес»

Проект «Последний адрес» — это широкая общественная инициатива, имеющая своей целью увековечение памяти наших соотечественников, ставших жертвами политических репрессий и государственного произвола в годы советской власти. В рамках проекта активисты устанавливают персональные мемориальные знаки единого образца на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами жертв этих репрессий. Первые 12 табличек проекта «Последний адрес» появились в Петербурге 22 марта 2015 года. За время работы активисты фонда установили около 800 памятных знаков в 48 городах страны. В Северной столице установлено около двухсот табличек с именами репрессированных ленинградцев.

Инициатор проекта Сергей Пархоменко был награжден Премией РБК Петербург 2016 в номинации «Выбор аудитории».

Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей