Санкт-Петербург и область, 14 мар 2016, 17:45

Госмаркетинг: чего ждут петербургские экспортеры от властей?

Читать в полной версии
Фото: Лев Романов/Интерпресс

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (КППиИ) изучил возможности петербургских промышленных компаний экспортировать свою продукцию. В ходе исследования выяснялось, какую помощь от государства ждут компании. Оказалось, что больше всего экспортерам, как реальным, так и потенциальным, нужны не налоговые льготы и даже не оздоровление таможенных правил, а поддержка, в том числе финансовая, участия в международных выставках и ярмарках.

Невысокая лояльность

Из 915 компаний, которые рабочая группа проекта собиралась опросить, поскольку они являются участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), согласие дали только 327, а реально прошли полное анкетирование всего 200 компаний, то есть, 22%. Любопытно, что даже в среде тех, кто согласился пройти анкетирование, довольно много тех, кто отказался отвечать на некоторые вопросы. Например, сообщить долю в экспорте в 2014 году отказалось 17,3% респондентов — вторая по величине группа ответивших на данный вопрос. А 33,5% (тоже вторая по величине группа) отказались сообщить, обращались ли они в госорганы за помощью.

По словам Елены Ткаченко, профессора кафедры экономики и управления предприятием Санкт-Петербургского государственного экономического университета, который регулярно опрашивает промышленников, уход от ответов — косвенное свидетельство о недоверии большинства компаний государству или желании скрыть темные стороны своего бизнеса, которые могут открыться в ходе исследования. Доля таких компаний в данном исследовании не изучалась, но, по словам Е.Ткаченко, в Петербурге она весьма значительна.

Желание экспортировать

В настоящем исследовании, как уточнили в КППиИ, изучались главным образом компании малого и среднего бизнеса, которые либо только начали экспортировать (у 54,8% опрошенных экспорт в 2014 году составлял до 10% выручки) и хотят расширить это направление, либо потенциальные экспортеры, желающие этим заняться. Экспортоориентированные компании (с долей экспорта свыше 75% в выручке за 2014 год) составили всего 5% опрошенных. Как признали в КППиИ, стабильные экспортеры, в том числе крупные, в исследовании не участвовали.

Судя по желанию участвовать в опросе, больше других хотят экспортировать производители медицинского оборудования (39,5% всех опрошенных), радиоэлектроники (24,5%) и лекарств (предприятия фармацевтической промышленности – 20,5%). Кроме них исследователи выделили также предприятия энергомашиностроения (8,3%) и судостроения (7,0%).

Дефекты госрегулирования — не главное

Самая большая группа (40,6%) опрошенных ранее к властям за помощью не обращалась (обращавшихся в выборке всего 20,3%), а 36% вообще никакой помощи от государства не получает (4,6% не обращавшихся тем не менее получают помощь, вероятно, «автоматически», по инициативе самого государства). Но сейчас, они, судя по всему, хотят ею воспользоваться.

От государства компании хотят помощи в решении своих основных проблем при экспорте. Главной среди них является «недостаток финансовых средств для организации участия в выставках, рекламы товаров за рубежом». Эту проблему назвали 48,7% опрошенных. На втором месте по важности — «недостаток информации о зарубежных рынках сбыта» (43,1%). Как ни странно, эти проблемы беспокоят бизнес больше, чем труднодоступность кредитования (38,6%), дефекты таможенного регулирования (17,8% — впрочем, основные проблемы участников ВЭД возникают при импорте) и даже высокая конкуренция (29,4%).

По мнению Е.Ткаченко, такие приоритеты свидетельствуют о том, дефекты госрегулирования экономики в России пока еще не стали главными препятствиями для потенциальных экспортеров (у уже освоивших мировые рынки может быть иное мнение), а главная их проблема, как и в других странах, связана с трудностью проникновения на мировые рынки. И этому больше всего мешают не мировые конкуренты, а трудности с правильным позиционированием своей продукции (отсюда проблема с недостатком информации о зарубежных рынках) и с ее продвижением, рекламированием. «Это естественные проблемы любой компании, которая имеет более или менее внятные перспективы развития», — считает эксперт.

Спрос

В 2015 году городской бизнес осуществлял торговлю с 180 странами мира, на долю десяти основных приходится 60,6% товарооборота Петербурга. Среди этих стран: Китай, Германия, Нидерланды, США, Италия, Япония, КНДР, Великобритания, Франция и Финляндия. По данным петербургского Центра экспорта, среди товаров, поставляемых малым бизнесом Петербурга за рубеж, большую часть занимают приборостроение и высокотехнологичное оборудование (системы вентиляции и очистители воздуха; металлопродукция; медицинская техника; деревообрабатывающие станки; газовое, контрольно-измерительное, вендинговое оборудование; производство вакуумных печей). Вторая по значимости группа товаров химическое направленности.

Помочь в продвижении

Поддержку государства участия в международных выставках считают «важной» или «очень важной» 63% опрошенных — этот вид господдержки, помогающий решить главную проблему потенциальных экспортеров, занял в опросе первое место. Он оказался важнее, чем постоянно критикуемые дефекты налогового законодательства (их изменение считают «важным» и «очень важным» 44,7% опрошенных) и таможенных правил (32%).

Эти же приоритеты определили и желаемое бизнесом направление финансовых субсидий государства. Больше всего потенциальные экспортеры и желающие расширить экспорт хотят субсидий на покрытие затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках (58,3%). Не прочь они получать субсидии и на другие способы поддержки своего продвижения, например, связанные с открытием представительства за границей (35%). Похоже, что власти с такими приоритетами согласны — поддержка, в том числе, финансовая (упомянутые субсидии), участия в международных выставках занимает первое место (17,2%) и в рейтинге предоставляемой сейчас государством помощи реальным и потенциальным экспортерам.

Поскольку взаимоотношения с банками является одной из главных проблем производителей (ее называют также второй по важности – 38,5% — экспортеры в другие регионы РФ), то на второе и третье места в рейтинге желаемой помощи от государства бизнес поставил поддержку именно в этой сфере. На втором месте — субсидии на уплату процентов по кредитам, привлеченным в целях реализации экспортных контрактов (55,3%). На третьем — субсидии, связанные с получением банковской гарантии по обеспечению экспортной поставки (53,3%).

Е.Ткаченко считает это исследование очень полезным, особенно, если его результаты определят направления господдержки бизнеса: «Хорошо, что власти начали этим заниматься. Хотя как обычно, сильно запоздали, дождались кризиса. Но у нас, к сожалению, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Также она обращает внимание на то, что бизнес просит не денег вообще, а главным образом помощи в продвижении. «Бизнес, наконец, осознал, что государство ничего ему не должно, кроме обеспечения нормальных условий хозяйствования, — говорит Е.Ткаченко. — И что если предприниматель хочет получать господдержку, он должен быть полностью прозрачным и легальным».

Справка

В Петербурге на площадке Центра импортозамещения и локализации Петербурга открылся специально созданный Смольным Центр экспорта, который будет осуществлять комплекс услуг с целью содействия выходу экспортеров на внешние рынки.

Среди мер поддержки этих компаний со стороны центра называются международные правительственные делегации (деловые миссии), а также семинары для резидентов по различным вопросам, связанным с ведением внешне-экономической деятельности.

В настоящее время Смольный уже реализует ряд мер поддержки, направленных на развитие экспорта петербургской продукции на межрегиональные и международные рынки. В прошлом году был организован ряд деловых миссий – в Хабаровск, Архангельск, Астану, Баку, Новосибирск и др. «Вместе с предприятиями, мы представляли преимущества петербургской продукции и снимали барьеры, препятствующие поставкам. В этом году данная работа также будет продолжена», - отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан.

Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать