Дневник кризиса: «бывают моменты, когда спрос взлетает, а взять негде»
Петербургские предприниматели продолжают вести хроники своих рабочих дней в период кризиса. По просьбе РБК Петербург они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о возможностях для развития.
В сегодняшнем дневнике — «период форс-мажорной нагрузки» и новые возможности для производителей медоборудования.
Александр Элинсон, генеральный директор АО «НИПК «Электрон» (производство медицинского оборудования):
«Сейчас самое большое внимание, практически 24 часа в сутки, я уделяю новым решениям по производству диагностического оборудования — того, которое необходимо оперативно поставить в российские лечебные учреждения для борьбы с эпидемией. В то же время нам нужно обеспечить бесперебойную работу оборудования, установленного в больницах и диагностических центрах страны раньше. Сегодня каждый день, каждый час на счету. Для нас это период форс-мажорной нагрузки, большой вызов — но и серьезная возможность, конечно.
Пока доля медоборудования и медизделий, выпускаемых внутри России, ничтожно мала — но раньше это никого не волновало. Была уверенность, что все можно купить в Китае, Европе, США в любой момент. Выяснилось, что бывают моменты, когда потребность в продукции медицинского назначения взлетает в разы — а взять негде.
Сейчас, в связи с экстренным вводом в строй новых объектов системы здравоохранения, отечественные предприятия активно предлагают свою продукцию — оборудование для оснащения палат кислородом, койки, геозащитные двери, мониторы пациентов и так далее. Однако обеспечить эти поставки могут только те, кто способен быстро нарастить производство. «Электрон» изначально строился в расчете на пиковые нагрузки, у нас есть резервные мощности, которые можно быстро развернуть. Поэтому мы расширили производство, плюс подготовили выпуск принципиально новой продукции.
Уже со следующей недели мы выпустим на рынок оборудование, специально разработанное для текущей ситуации — модуль томографический рентгеновский (МТР). Это полностью готовое, укомплектованное всем необходимым для диагностики решение, которое остро востребовано в регионах. МТР необходим там, где существует потребность в проведении оперативной диагностики, в том числе вирусной пневмонии COVID-19. Модуль доставляется к выбранному месту дислокации автомобильным прицепом и всего за несколько часов устанавливается на подготовленное основание. Хочу сказать, что цикл разработки новой продукции в медицинском приборостроении — обычно длинный, поэтому сложно быстро откликаться на такие «горящие» запросы здравоохранения. Только потому, что мы интегрированы в мировой рынок и активно контактировали с зарубежными коллегами в период начала эпидемии, мы успели увидеть потребность и разработать новый продукт вовремя.
Я оцениваю ситуацию и с тревогой, и с оптимизмом. Конечно, тревожно за здоровье людей и за состояние здравоохранения — оно испытывает стрессовые нагрузки, с которыми ни в одной стране мира не научились справляться без потерь и сбоев. Нас также не очень радует, что происходит в смежных отраслях. Но я вижу, что российская медицинская промышленность в условиях пандемии переживает небывалый всплеск. Даже тогда, когда острота проблемы спадет, мы сможем гибко отреагировать на изменения спроса и подстроить под него свои мощности. Решения, предлагаемые нами для борьбы с COVID-19, будут актуальны и «в мирное время».
Говоря о перспективах нашей индустрии в целом, отмечу, что с учетом изменения сегодняшнего курса валют покупать у отечественного производителя становится выгоднее. Кроме того, я считаю, что стране потребуется задействовать резерв производственных мощностей российских предприятий на случай повторения подобных ситуаций. Российские власти запустили противоэпидемиологическую программу, включающую финансирование предприятий, готовых выпускать продукцию для выявления, профилактики и лечения инфекционных заболеваний. Вся эта ситуация изменила взгляд государства на отрасль.
Я отдаю себе отчет в том, что развитие отрасли российского медицинского оборудования — процесс долгий и тернистый; от одного только осознания его важности проблемы не решатся. Тем не менее, появились новые предпосылки к тому, чтобы роль отечественной продукции в оснащении российской медицины выросла. Думаю, что в ближайшие месяцы и годы будут появляться все новые производства».