Санкт-Петербург и область, 14 авг 2023, 17:54

«Курс слишком интенсивно растёт»: бизнесмены делятся прогнозами

Читать в полной версии
Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

В понедельник, 14 августа, курс доллара в РФ преодолел психологически важную границу в 100 руб. На пике он достиг отметки 101,75 руб. (евро — 110 руб.). После того, как Банк России анонсировал внеочередное заседание по ключевой ставке, курсы валют на Мосбирже снизились.

Но ослабление национальной валюты, которое наблюдалось в последнее время, всерьез обеспокоило представителей отраслей, связанных с импортом. По мнению опрошенных РБК Петербург экспертов, все еще впереди — в будущем цены продолжат расти, а количество импортных операций — снижаться. Какие товары уже начали дорожать; когда повышение курса доллара, произошедшее в августе, прямо скажется на их цене; и насколько заметно изменятся потребительские рынки — в подборке мнений от РБК Петербург.


Нонна Шалина, генеральный директор автоцентра «Истком»:

«Для нас главное, что вслед за долларом и евро стал расти юань. Сейчас основные поставки автомобилей, даже если это брендовые машины, идут в основном из Китая. Кто из автодилеров успел ввезти какое-то количество автомобилей или зафиксировать июльский курс в контрактах с дистрибьюторами, работает в обычном режиме. Тот, кто не успел, сейчас очень осторожен в поставках, потому что определить цену сложно — курс слишком интенсивно растёт.

По нашим данным, розничные цены на автомобили с начала месяца выросли на 6%, и я прогнозирую дальнейшее подорожание на 20% до конца года. Во-первых, изменились пошлины, повысился утилизационный сбор — на средний класс автомобилей он вырос в более чем в полтора раза! И, во-вторых, рост цен ускорится из-за курса валют.

«Для нас главное, что вслед за долларом и евро стал расти юань»

Важно отметить, что это подорожание не будет одномоментным. Сейчас поставляются машины, которые оплачены по курсу двух-трёх месяцев назад, а машины, которые оплачены по текущему курсу, будут поставляться в конце осени.

В этой ситуации у автодилеров для сохранения спроса есть возможность делать более заметные скидки. Мы можем сдерживать рост розничных цен на автомобили за счёт уменьшения маржи. По моим оценкам, маржинальность автодилерского бизнеса сейчас сокращается на 1-2%, и это существенное изменение, так как в целом прямая маржа в нашем бизнесе (за продажу одной машины) колеблется от 3% до 9%, в зависимости от комплектации автомобиля».


Алексей Мельников, управляющий партнёр ИТ-холдинга «F+ tech-Марвел»:

«Многое из того, что мы ввозим как ИТ-дистрибутор для ретейла и корпоративного сектора, и как производитель для создания своих продуктов, поставляется из-за рубежа, причем для нас более важен курс не столько доллара или евро, сколько альтернативных валют, таких как юань. Главная сложность для импортера — в том, что продаем мы тот товар, который закупили по более низкому курсу, а закупать новые партии нужно уже по текущему. Поэтому существенное изменение курса приводит к сокращению импорта в натуральном выражении и к потенциальному снижению спроса из-за роста цен. Если раньше каждых сто рублей выручки с лихвой хватало на один доллар, то сегодня уже нет, поэтому мы вынуждены искать дополнительные источники финансирования, при этом банковское кредитование как самый популярный источник такого финансирования, не всегда доступно оперативно. Как дистрибутор мы умеем хеджироваться, учитываем валютные риски, но затраты наши выросли пропорционально курсу.

«Продаем мы тот товар, который закупили по более низкому курсу, а закупать новые партии нужно уже по текущему»

Скажется ли рост иностранных валют на потребителе? Да, скажется, но многое зависит от типа продукта. Есть товары с небольшой по времени оборачиваемостью, например, смартфоны, и в этой категории можно ожидать некоторой пропорциональной индексации цен в течение полутора-двух месяцев, конечно, не равной росту валюты, но все же заметной. А вот ноутбуков завезли много еще в прошлом году, поэтому можно найти в продаже модели, закупленные по курсу 60-70 рублей за доллар, так что индексация будет более сглаженная. Смягчающими обстоятельствами в ретейле станут несколько факторов: старые запасы, желание розницы сохранить потребительский спрос, а также компенсации ряда вендоров, которые официально работают в России».


Вениамин Грабар, президент компании Ladoga:

«Подорожали сырье, транспорт, комплектующие и сама импортная продукция. Маржинальность в нашем бизнесе сократилась примерно на 30% в зависимости от категории и вида продукции. В целом этот процесс начался еще зимой, когда курсы иностранных валют стали расти. Быстро оборачиваемые товары уже подорожали. В алкогольной отрасли с 1 сентября все операторы поднимают отпускные цены. Рост цен не будет превышать разницу между текущим курсом и курсом полугодичной давности.

Мы полностью закрыли контракты, находившиеся на грани рентабельности, некоторые позиции исчезнут из ассортимента. Речь в основном о некоторых позициях вин, которые сейчас в магазинах стоят до 500 руб. Вырастут цены и на продукцию собственного производства, где присутствует импортная составляющая.

«Подорожали сырье, транспорт, комплектующие и сама импортная продукция. Марижнальность сократилась на 30% в зависимости от вида продукции»

Никаких преференций в экспорте от роста курсов валют, в отличие от сырьевых экспортеров, мы не получили. Кроме того, после закрытия рынков Европы, Британии и США, основное направление нашего экспорта — СНГ и «дружественные» страны, где в основном торговля идет в рублях».


Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики:

«Мебельная отрасль сильно зависит от курса доллара, так как фурнитура, лаки, краски и ткани у нас преимущественно импортные. В некоторых изделиях импортная составляющая достигает 40%, например, в мягкой мебели, где много тканей и большое количество фурнитуры. В изделиях, где много древесины — фанеры и пиломатериалов, цена сильно расти не будет.

Пока повышения розничных цен на мебельном рынке из-за скачка валюты не произошло. По моим прогнозам, если курс останется таким же, стоимость мебели для потребителей может вырасти на 7% уже в начале осени. Причем, более значительно вырастут цены, по понятным причинам, на импортную мебель, и доля импорта на нашем рынке сократится».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России