Санкт-Петербург и область, 14 окт 2023, 10:24

В Петербурге заметно упало производство пива и лимонадов

Читать в полной версии
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru

Статистика Петростата зафиксировала снижение в Петербурге производства пива — на 4,5%, а также безалкогольных напитков — на 6,7%. Такие данные содержатся в отчете ведомства за период с января по август текущего года. Эксперты РБК Петербург назвали падение не случайным: на рынок пива давит рост потребления его основного «конкурента» — водки, а также расширение сегмента «серых» продаж алкогольных напитков.

Тренд на экономию

По мнению Николая Митчина, основателя и соучредитель проекта Beer Family Project, снижение объемов производства — это, в значительной мере, следствие применяемых государством методов регулирования. «У многих компаний, например, возникают сложности с введением с 1 октября дополнительной маркировки — полагаю, далеко не все небольшие производители могут позволить себе купить необходимое для этого дорогостоящее оборудование, — отметил эксперт в разговоре с РБК Петербург. — Рынок пива в России и так упал к уровню 2009 года более, чем в 2 раза, что является следствием действий регулирующих органов».

Впрочем, как уверены в операторе маркировки «Честный знак», новая маркировка не могла повлиять и не повлияла на объемы производства пива. «По оценкам НИФИ Минфина ее вклад в себестоимость не превышает 14 копеек без учета стоимости кода маркировки. Она начала внедряться с апреля текущего года только на кеги, а продукция в этой упаковке занимает лишь 12% рынка, — сообщила пресс-служба оператора. — По данным системы маркировки, с начала обязательной маркировки этой продукции зафиксировано не снижение, а рост объемов производства — на 6,5%. Ни один из производителей про сокращение объемов производства из-за маркировки не заявлял. Стоимость технических решений составляла от 25 тысяч рублей, ЦРПТ компенсировал 50% стоимости оборудования пивоварам, а также предоставлял рассрочку на оборудование на три года».

Среди очевидных причин падения объема производства — снижение платежеспособного спроса у населения; этот фактор называют значимым сразу несколько экспертов. По оценкам Николая Митчина, наиболее «просели» продажи именно в среднем ценовом сегменте — как он считает, примерно на 15% по сравнению с прошлым годом. При этом спрос может смещаться и в совсем другие сегменты рынка алкогольных напитков — как говорит Митчин, «чтобы просто выпить, дешевле купить водки».

Это предположение эксперта подтверждают последние данные Петростата. В Петербурге, действительно, выросло потребление водки: «покупательная способность средств населения» (формулировка Петростата) в отношении водки в регионе увеличилась на 12,9% за период с января по июнь 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (а годом ранее рост составлял 6,8%). Наблюдается в 2023 году рост и Ленинградской области — на 8,3% (но в области он остается примерно на уровне прошлого года — тогда потребление водки в области выросло на 6,3% к уровню 2022 года).

Влияет на объемы производства региональных предприятий, на взгляд Николая Митчина, и то, что федеральные сети стали активнее приводить торговые марки импортных производителей, предлагая при этом даже более дешевую продукцию, чем у местных компаний.

Комментируя РБК Петербург возможные причины снижении производства пива, исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов отметил: «Мы наблюдаем тренд на экономию и смещение модели потребления в сторону «сберегательной», при которой пивоваренная продукция не является товаром первой необходимости». Кроме того, он предполагает, что на текущее положение на рынке «негативно влияет и нелегальный сегмент, который «отнимает» долю у легальных производителей». «Только последовательная работа по выявлению и пресечению деятельности недобросовестных игроков, ужесточение контроля за каналами распространения нелегальной продукции, в первую очередь за «наливайками», а также создание равных условий для всех игроков рынка вне зависимости от размера позволит снова динамично развиваться индустрии и обеспечит необходимый уровень безопасности для потребителей», — убежден Вячеслав Мамонтов.

Без градуса, но с интригой

По статистике Петростата, снизились также объемы производства безалкогольных напитков. Как полагает Николай Митчин, это может объясняться уходом с рынка таких системообразующих компаний, как Coсa-Cola и Pepsi-Cola. Видимо, прекращение ими производства напитков и отразилось в статистике (хотя при этом продукция продолжала реализовываться в течение 2023 года).

Это объяснение подтвердили РБК Петербург и в Комитете по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. На взгляд специалистов комитета, снижение показателя производства безалкогольных напитков объясняется, во-первых, «влиянием внешнеэкономических условий, уходом с рынка иностранных компаний («Пепси» и «Хейнекен»), нехваткой импортных комплектующих». Во-вторых, введение с 1 июля 2023 года в России акциза на сахаросодержащие напитки повлияло на стоимость производства и конечную стоимость продукции, что привело и к снижению потребления безалкогольных напитков.

Другие пищевые продукты

Снижение затронуло не только сегменты напитков. В группе пищевых продуктов, по данным Петротата, в Санкт-Петербурге также снизился на 13,9% выпуск в категории «сыр и творог». Однако, опрошенные РКБ Петербург участники рынка отметили, что на их предприятиях не наблюдалось снижения производства (скорее, небольшой рост), и они не видят объективных объяснений этих статистических данных — к этому не располагает ни сама деятельность ключевых производителей, ни тенденции потребительского поведения.

В Комитете по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, отметив рост объема производства молочной продукции в целом в августе 2023 года на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, объяснили снижение показателя производства творога и сыра «перераспределением производственных мощностей одного из крупных предприятий отрасли в пользу производства молочной продукции».

По статистике Петростата, в Петербурге также снизилось на 9,8% производство «переработанной и консервированной рыбы». Как полагают в Комитете по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, таким образом отразилось на общей статистической картине прекращение работы ОАО «Рыбообрабатывающий комбинат № 1 (были ликвидированы обособленные подразделения и остановлена деятельность основного производства).

Повтор публикации от 10.10.2023

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает