Санкт-Петербург и область, 15 мар, 10:55

Один из крупнейших заводов Петербурга оказался на грани банкротства

Читать в полной версии
Фото: АО «Балтийский завод»

Петербургское АО «Балтийский завод», входящее в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), закончило 2024 год с прибылью, но из-за накопленных убытков прошлых лет и серьезной долговой нагрузки «имеется высокая вероятность банкротства», говорится в годовом отчете предприятия (есть в распоряжении РБК Петербург). Документ подписан генеральным директором АО Александром Коноваловым. В 2010-х годах предприятие уже находилось под внешним управлением.

Согласно финансовой отчетности, завод в минувшем году получил рекордную для себя выручку — 31,4 млрд руб. Это в 1,5 раза больше, чем в 2023-м (21,1 млрд). Чистая прибыль составила 3,659 млрд руб. против убытка 18,98 млрд в позапрошлом году.

Чистые активы стали отрицательными

Вместе с тем непокрытый накопленный убыток прошлых лет на 1 января 2025 года составил 32,2 млрд руб., то есть превышает годовую выручку. Сальдо денежных потоков (разница между поступлением средств и расходами на текущую деятельность) было отрицательным как в 2023 году (–4,3 млрд руб.), так и в 2024-м (–6,4 млрд). Величина чистых активов также является отрицательной (–2,9 млрд руб. на 1 января 2025 года), и «указанное положение сохраняется более трех лет», отмечается в документе. Рентабельность активов (2,9% за последний год) признана в нем низкой.

Аудитор Балтийского завода — АО «Аудиторская фирма «Уральский союз» — в своем заключении также обращает внимание на накопленные убытки, устойчивое отрицательное сальдо денежных потоков и низкую рентабельность. Все это говорит о «значительных сомнениях в способности АО продолжать непрерывно свою деятельность, и, следовательно, в том, что АО может реализовать активы и выполнить свои обязательства в ходе обычной деятельности».

Свое финансовое положение руководство Балтийского завода объясняет общей ситуацией в судостроении. «Для отрасли характерна высокая зависимость от заемных средств, что связано со спецификой деятельности — высокими издержками, большими объемами закупок судового комплектующего оборудования и материалов, а также длительными производственными циклами строительства. При этом возникшие в предыдущие исторические периоды юридические проблемы и экономические дисбалансы дополнительно и существенно усилили потребность в использовании заемных и кредитных средств, а высокая процентная ставка по кредитам, а также нерешенные проблемы ценообразования на продукцию по государственному оборонному заказу негативно повлияли на финансово-экономическое состояние», — говорится в отчете.

Согласно бухгалтерскому балансу, заводу в прошлом году удалось резко (в 4,5 раза) снизить объем долгосрочных (более года) банковских кредитов — до 2,4 млрд руб. Одновременно почти в 1,5 раза — с 8,2 млрд до 11,8 млрд руб. увеличились краткосрочные заимствования.

Федеральный бюджет в 2024 году Балтийский завод не поддерживал. Предприятие получило от Социального фонда РФ 31,1 млн руб. на профилактику производственного травматизма и 12,5 млн руб. в рамках петербургских программ поддержки бизнеса.

Убытки больше не планируются

Вместе с тем, отмечается в отчете, на заводе реализуется программа финансового оздоровления, включающая в себя сокращение издержек и административно-управленческих расходов. Она призвана повысить рост операционной эффективности и повысить финансовую устойчивость предприятия. Согласно направленному на согласование в ОСК финансовому прогнозу, Балтийский завод должен выйти на безубыточность уже в нынешнем году. В 2025-м руководство АО рассчитывает получить чистую прибыль 5 млрд руб., в 2026-м — 2,4 млрд, в 2027-м — 3,8 млрд., в 2028-м — 5,3 млрд.

АО «Балтийский завод» строит, в частности, для ФГУП «Атомфлот» универсальные атомные ледоколы проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал» уже эксплуатируются), которые стали самыми мощными в мире. Их задача — обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике. В нынешнем году планируется закладка шестого серийного атомохода проекта, а с 2028 года — еще двух. «Атомфлот» строит также на заводе многофункциональное судно проекта 22770 для технологического и технического обслуживания атомных энергетических установок морских судов и плавучей атомной теплоэлектростанции «Академик Ломоносов».

Балтийский завод основан 26 мая 1856 года. С тех пор там построено более 600 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов. По объему выручки входит в тройку крупнейших «дочек» ОСК в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, наряду с АО «Адмиралтейские верфи» и АО «Судостроительный завод «Северная верфь». Численность персонала Балтийского завода в 2024 году — 5,5 тыс. человек. С 24 апреля 2024 года генеральным директором АО стал Александр Коновалов. С 2013 года он занимал на Балтийском заводе пост директора по производству.

В 2010-х годах АО уже признавалось несостоятельным. В январе 2016 года Балтийский завод завершил многолетнюю процедуру банкротства, заключив мировое соглашение с кредиторами. Общая сумма задолженности предприятия перед кредиторами третьей очереди составила 6,7 млрд руб.

Повтор публикации от 11.03.2025 

Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram

Pro
«Мы всегда так делали»: почему это сигнал скорого краха бизнеса
Pro
«Творческая математика»: топ-5 уловок банков при рекламе ставок по вкладу
Pro
Тщетный зов. Почему релоканты не вернутся после заключения мира
Pro
Нулевой НДС для производителей БПЛА. На что это повлияет
Pro
«В мире Трампа возможно все». Почему падают акции США и что будет дальше
Pro
Почему из спорщиков получаются лучшие менеджеры по продажам
Pro
«Отстает на годы». Поможет ли роботакси удержать Tesla позиции в Китае
Pro
Каждый отдел ведет свои документы. Как свести их все в единую систему