Санкт-Петербург и область, 15 апр 2016, 12:38

Путин услышал призыв главы «Юлмарта»

Читать в полной версии
(Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс)

Интернет ретейлер «Юлмарт» предложил себя в качестве основы для создания национальной торговой онлайн-площадки по экспорту товаров отечественного производства на зарубежные рынки. Об этом сообщает пресс-служба компании. Таким образом «Юлмарт» претендует на позицию суверенного российского онлайн-гиганта, способного конкурировать с такими мировыми сервисами, как Alibaba и Amazon. Эксперты, в свою очередь, говорят, что для достижения поставленных целей разумно сделать платформу, интегрированную в мировые площадки-маркетплейсы, а строить свою площадку, которая будет торговать по миру, — это утопия.

Глобальные перспективы

Президент Владимир Путин уже поручил правительству РФ рассмотреть и изучить концепцию, предложенную главой «Юлмарта» Дмитрием Костыгиным в письменном обращении к президенту в феврале этого года. Ответственным за исполнение поручения главы государства назначен заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович, уточняют в компании.

«В настоящее время «Юлмарт» на базе собственной логистической инфраструктуры реализует масштабный проект по созданию платформы электронной торговли нового поколения с общероссийской сетью логистических центров исполнения заказов. Данный проект имеет глобальные перспективы и позволяет производителям и продавцам рекламировать и поставлять свои товары во все страны мира», — рассказал Д.Костыгин.

По данным пресс-службы компании, на прошлой неделе состоялась первая встреча представителей руководства компании в Минэкономразвития РФ, на которой были презентованы бизнес-модель интернет-ретейлера, а также ряд новых проектов компании, включая национальный маркетплейс, обратный кроссборд и др.

Компания предлагает себя в качестве одного из основных участников проектного офиса, целью которого станет сопровождение наиболее значимых проектов в социально-экономических сферах, включающих интернет-торговлю и электронную коммерции. Согласно стратегии компании, для создания единой платформы для российских предпринимателей надо объединить три основных компонента: электронную витрину, систему исполнения заказов и платежно-финансовую систему. В компании рассчитывают, что в случае одобрения проекта правительство предоставит «Юлмарту» статус участника внешнеэкономической деятельности, поможет в договоренностях с «Почтой России» и Сбербанком, введет упрощенный и ускоренный таможенный режим, окажет коммуникационную поддержку проекту.

Найти продукт

Игроки рынка по-разному относятся к инициативе «Юлмарта». Президент группы компаний JD.com Виктор Сюй отмечает, что в условиях рыночной экономики главная задача — найти продукт, который заинтересует иностранного потребителя, в частности, китайского. По его мнению, основной конкурентоспособный товар в России сегодня — продукты питания. Кроме того, большой потенциал есть и «культурных продуктов», например, фильмов.

По словам главы AliExpress в России Марка Завадского, в этом процессе важно найти разумный компромисс между господдержкой экспорта и рынком. «На мой взгляд, чтобы это действительно выстрелило, необходимо, чтобы компания, которая в нем участвует, видела в этом проекте в первую очередь бизнес-перспективы, а не освоение какого-то количества бюджетных средств». При этом он напомнил, что «Юлмарт» — не единственная компания, которая пытается стать основой русской Alibaba.

Среди прочих свои услуги предлагает «Яндекс.Маркет». «В целом, «Яндекс.Маркет» как площадка может быть использована для экспорта товаров за рубеж также, как сейчас используется магазинами для продаж внутри России», — отметил руководитель компании Павел Алешин.

Русская юла

Многие игроки рынка не уверены, что экспортные продажи для российских онлайн ретейлеров хранят в себе какой-то серьезный потенциал. Мария Низамутдинова, представитель ретейлера OZON, который занимается экспортом уже 18 лет, отмечает, что на сегодняшний день на экспорт у компании приходится всего около 2% продаж. Топ-5 стран по объемам продаж — США, Казахстан, Беларусь, Израиль и Латвия.

«У российского экспорта нет сегодня ярко выраженного лица, которое бы знали за границей, — добавляет М.Завадский. — Покупатель сейчас не готов идти на площадку только потому, что она российская, тем более, если на ней будет не сотня миллионов товаров как на крупнейших западных площадках, а всего несколько тысяч».

По его мнению, начинать экспансию надо не с создания такой площадки, а с создания IT-решения, которое бы позволило российским экспортерам выти на уже существующие площадки. «Здесь «русская юла» будет состоять из двух частей — IT-решений и лобби, которое будет заниматься переговорами, условиями и выделением мест. С этого можно было бы начать — использовать эти площадки в качестве теста, чтобы понять, какие товары популярны в мире. И только после того, как будут понятны перспективы, думать о самостоятельной площадке как бизнесе», — отмечает он.

Сам AliExpress в конце прошлого года начал тестирование продаж российских продавцов на своей площадке. Пока продажи возможны только на территорию Таможенного союза, но в будущем компания планирует использовать созданную техническую платформу для продаж по всему миру. Пока в базе продавцов порядка 30 компаний — производители техники и DIY.

Утопия

Экс-гендиректор JD.ru по логистике и сервисам Алекс Васильев в разговоре с «Коммерсантом» выражает мнение, что основной вопрос проекта — в концепции. Он согласен с мыслью о том, логично сделать платформу, которая будет интегрирована в мировые площадки-маркетплейсы: Tmall и JD.com в Китае, eBay и Amazon в США и Европе. «Такие агрегаторы, позволяющие размещать товар через единое окно и управлять им, есть — например, Lengow или Neteven. В похожий сервис NetDespatch инвестировала британская почта Royal Mail. Строить же свою площадку, которая будет торговать по миру, — это утопия, маркетинг все убьет», — категоричен он.

Привлечение одного клиента в интернете стоит $30-40, а чтобы платформа была сколько-нибудь серьезной, нужно около 50 млн клиентов, то есть только в привлечение придется инвестировать $1,5-2 млрд, оценивает эксперт. «Кроме того, на китайских платформах десятки миллионов товарных позиций, у наших же — пара сотен тысяч», — напоминает эксперт.

Справка

Онлайн-ретейлер «Юлмарт» насчитывает более 400 пунктов выдачи заказов более чем в 200 городах России. В Петербурге в прошлом году был открыт первый центр исполнения заказов площадью более 25,5 тыс. кв. м. Всего «Юлмарту» необходимо оперировать примерно 30 центрами, чтобы обеспечить компании оборот 300-500 млрд руб. В 2015 году, по данным «Коммерсанта», EBITDA компании «слабо положительная». Кредиторская задолженность «Юлмарта» - 2,5 млрд руб.

В начале марта СМИ сообщали, что основатель «Юлмарта» Алексей Никитин продает 20% акций материнской компании Ulmart Holding своему партнеру по проекту Михаилу Васинкевичу. Стоимость продаваемых акций оценивается в 8–9 млрд руб.

По завершении сделки 46% Ulmart Holding будут у М.Васинкевича, 28% — у Августа Мейера, 26% — у Д.Костыгина, сообщил источник «Коммерсанта». Однако, по словам Костыгина, у него и Мейера остается по 35% Ulmart Holding.

Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Зачем «Эталон» понижает ставки на ипотеку и что будет с его акциями
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае