Санкт-Петербург и область, 15 июн 2023, 09:34

Беспилотники на М-11: сколько их, как они едут и пустят ли их в города

Читать в полной версии
Фото: пресс-служба «КАМАЗ»

На трассе М-11 Москва — Санкт-Петербург стартовали беспилотные коммерческие грузоперевозки. Об этом было объявлено 14 июня в Петербурге в ходе торжественной церемонии запуска в коммерческий рейс первых трех беспилотных грузовиков. Ими стали магистральные тягачи «КАМАЗ-5490», импортозамещенные на 70%, с системой уровня автономности 3+.

В церемонии приняли участие руководители федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры» — первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов, курирующий все государственные беспилотные проекты в РФ, министр транспорта РФ Виталий Савельев, председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, а также губернатор Петербурга Александр Беглов, гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин и раис Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Петербургский беспилотник

Накануне петербургская компания НПО «СтарЛайн» провела на М-11 первые открытые испытания своего беспилотного тягача. Автомобиль проехал 684 километра из Санкт-Петербурга в Москву в беспилотном режиме. Система управления разработана специалистами НПО «СтарЛайн» с использованием искусственного интеллекта и нейросетей.

Ваш браузер не поддерживает вставку видео

Для распознавания других участников движения, прогнозирования их поведения и локализации автомобиля в пространстве беспилотник использовал ряд специальных датчиков: GNSS-RTK-приемник, лидары, видеокамеры, инерциальные датчики. Для маневрирования по маршруту, выбора полосы движения, скорости, получения информации о дорожных знаках и ограничениях применялась разработанная специалистами «СтарЛайна» цифровая модель дороги. Все данные обрабатывались несколькими вычислителями с собственным программным обеспечением, установленными в автомобилях. Для контроля движения на протяжении всего маршрута в автомобиле присутствовали два водителя-испытателя.

Перспективы беспилотных грузоперевозок

Как сообщил Андрей Белоусов, в этом году беспилотные грузовики должны перевезти 50 тонн коммерческого груза, в следующем — эта цифра возрастёт в четыре раза. По словам Виталия Савельева, к июлю 2023 года «КАМАЗ» планирует запустить на М-11 ещё 3 машины, а к 2024 году их количество увеличится до 18. Но на этом этапе беспилотные тягачи внутри Петербурга и Москвы не будут ездить — грузы для них доставляют обычные грузовики с водителем до места перецепки за пределами городов.

По словам Вячеслава Петушенко, экспериментальную трассу продлят на восток — уже в этом году до Казани, а к концу 2024 года и до Екатеринбурга.

Как сообщил замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов, потенциальными заказчиками услуги беспилотным грузоперевозок («проявили интерес») могут стать крупные торговые сети — X5 Retail Group и «Магнит»; а также крупный перевозчик ООО «ГЛОБАЛ ТРАК».

Один из трех стартовавших 14 июня тягачей КАМАЗ-5490 перевозил груз компании ПЭК — крупного российского мультисервисного оператора логистических услуг на территории России и за рубежом. На сессии ПМЭФ-2023, посвященной беспилотным грузоперевозкам, совладелец, заместитель директора ООО «ПЭК» Вадим Филатов рассказал о планах компании использовать беспилотные грузовики для бизнеса компании. На первом этапе ПЭК планирует запустить четыре беспилотных рейса в сутки, к осени — увеличит их число.

Григорий Форостовский, генеральный директор SberAutoTech, также занимающейся разработкой беспилотных транспортных систем, в частности, установленных на «КАМАЗах», объявил о намерении компании с 27 июня начать коммерческие грузоперевозки по М-11. По его словам, беспилотные «КАМАЗы» с системой SberAutoTech уже проехали в тестовом режиме более 60 тыс. км.

Достоинства и проблемы

ПЭК проанализировал экономическую модель магистральных беспилотных перевозок. По предварительным расчетам, компания планирует на 12% повысить скорость доставки, так как грузовик будет совершать больше регулярных рейсов в день, чем автомобиль с водителем. Беспилотник может находиться в рейсе круглосуточно, ему не потребуется перерыв каждые четыре часа. Компания рассчитывает на 10% сократить себестоимость перевозки за счет непрерывного движения ТС и экономии на оплате труда водителя.

Выступавшие на сессии ПМЭФ-2023 говорили о проблемах, которые призвано решать использование беспилотников. Так, Вадим Филатов, как и другие участники дискуссии, констатировал «катастрофический дефицит водителей». По его словам, за пять лет этот дефицит вырос с 15% до 21% и сейчас из-за этого 3-5% грузового автопарка в России простаивает. Отрасли нужны 10-15 тысяч новых водителей в год, а их нет. Он считает, что развитие беспилотных технологий поможет нарастить объемы грузоперевозок в стране за счет увеличения числа рейсов без участия водителей.

Кроме того, участники дискуссии говорили о серьезном, на 31% (по данным индекса Ati.su) в 2022 году по сравнению с 2021 годом, росте стоимости фрахта грузовиков. Помимо обостряющегося дефицита водителей, на это повлияло увеличение затрат на запчасти и техобслуживание, что увеличило себестоимость перевозки по сравнению с 2021 годом на 21%.

Участники дискуссии говорили также о трудностях массового внедрения беспилотников на рынке грузоперевозок. Так, Андрей Белоусов заявил: «Пока бизнес-модель существует только на бумаге. Пока мы северный обход Твери не закончим, никакого беспилотника у нас не будет. Потому что надо ехать через поселки (по старой трассе М-10, обходящей Тверь с юга — ред.), а это светофоры, уличная сеть. Это означает, что инженер-оператор, который сидит рядом, должен сесть за руль и рулить по улицам. Обход Твери коллеги обещают сделать во второй половине 2024 года».

По словам президента НПО «Старлайн» Темура Аминджанова, полноценной эксплуатации грузовых беспилотников мешает недостаток соответствующей инфраструктуры, в частности, отсутствие выделенной полосы на М-11. Поскольку беспилотники должны двигаться со скоростью 80-85 км/ч, а разрешенная скорость на М-11 130 км/ч, то беспилотники мешают обычным машинам.

Кроме того, для необходимого позиционирования беспилотников нужны, по его мнению, стационарные базовые станции через каждые 10 км, поскольку ГЛОНАСС необходимой точности не обеспечивает. А для надежной связи станций с движущимися грузовиками необходима связь формата 5G. Без этого, считает эксперт, невозможно запустить беспилотник 5-го, высшего, уровня автономности (оператора в машине нет, ее движение отслеживается дистанционно, из центра управления). Впрочем, Андрей Белоусов признал, что в России пока нет ни одной дороги для беспилотников такого уровня.

Справка

Беспилотные грузоперевозки по трассе М-11 Москва—Санкт-Петербург стали возможны после того, как в октябре 2022 года правительство одобрило введение экспериментального правового режима (ЭПР) для федерального проекта «Беспилотные логистические коридоры» на трассе М-11. В проекте участвуют производители высокоавтоматизированных грузовиков (КАМАЗ и НПО «Старлайн»), перевозчики («Глобалтрак Лоджистик», «Магнит», X5 Transport) и оператор дорожной инфраструктуры — госкомпания «Автодор».

Согласно паспорту проекта «Беспилотные логистические коридоры», планируемый трафик высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 «Нева» в 2023 году составляет 2,5 тыс. проездов, в 2024 году — 11 тыс. Уровень грузооборота запланирован в объеме 32,7 млн и 143 млн тонно-километров соответственно.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
Секрет Гейтса и Далио: как медитации помогают прокачать лидерство
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Ставка на «неудачников»: почему глупо скупать акции успешных компаний
Pro
Компанию обманул подрядчик. В чем просчитался гендиректор и что делать
Pro
Как правильно проявлять гнев, чтобы не навредить своей карьере
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни