Санкт-Петербург и область, 15 июн, 08:35

Оптимизм или гигантомания: экономисты — о главных мегапроектах Петербурга

Читать в полной версии
(Фото: Даниил Петрий /РБК Петербург)

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) Северная столица заключила 69 соглашений на общую сумму 1 трлн 227 млрд рублей. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году (661,33 млрд рублей). В Ленинградской области темпы инвестиционного процесса в рамках ПМЭФ, наоборот, заметно снизились — общая сумма заявленных инвестиций составила всего 100 млрд рублей, что почти в 9 раз меньше, чем в 2023 году (892,7 млрд рублей), хотя количество подписанных соглашений (35) превышает прошлогодний уровень (30). Такое различие в динамике эксперты объясняют отсутствием в Ленобласти в этом году мегапроектов, а в Петербурге — наоборот, заявленными огромными проектами, которых в прошлом году не было.

РБК Петербург попросил экспертов оценить, чем представленные сейчас проекты отличаются от прошлогодних, какие из них будут иметь наиболее серьезные последствия для региона и каковы были превалирующие на форуме настроения предпринимателей и инвесторов. Мнения экспертов разделились.


Елена Ткаченко, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета:

«По моим наблюдениям за разговорами в кулуарах ПМЭФ, в среде предпринимателей заметно усилились оптимистические настроения по сравнению с началом нынешнего года. Они увидели позитивные сигналы от власти. Особо важным мне представляется сообщение о намерении властей пересмотреть в пользу бизнеса условия заключения госконтрактов, в частности, адекватно учитывать рост издержек при определении цены гособоронзаказа, чего предприятия добивались последние пять лет. Также весьма позитивно было встречено обсуждение проблемы существующей сейчас презумпции виновности директоров компаний-исполнителей госзаказа.

Хотя окончательных решений по всем этим вопросам еще не принято, но директора предприятий увидели, что их, наконец, услышали — и это положительно отразилось на их настроениях, которые до недавнего времени были довольно пессимистическими. У них появилось ощущение, что власти готовы менять ситуацию в лучшую сторону — готовы реагировать на запросы бизнеса. Общий настрой бизнеса можно назвать сдержанно оптимистическим.

«Особо важным мне представляется сообщение о намерении властей пересмотреть в пользу бизнеса условия заключения госконтрактов»

Помимо роста духоподъемных настроений, положительной особенностью форума стал, на мой взгляд, резкий рост заявленных инвестиций, по общему объему вдвое превышающий прошлогодний уровень. В целом качество заключенных на ПМЭФ соглашений можно признать удовлетворительным. Заявленные проекты хорошо продуманы, имеют поддержку и неплохие шансы быть реализованными — хотя мы знаем, что зачастую они остаются благими пожеланиями. Для Петербурга это вообще симптоматично.

Крупнейший проект — новые башни «Газпрома» — полезен Петербургу в том, что процесс их строительства создает огромный мультипликативный эффект для всех отраслей, которые связаны с подобным производством. Это промышленность строительных материалов, металлургические компании, проектные организации, строительная техника, инженерная инфраструктура и т.п. Все они получат большой объем заказов, поскольку проект очень крупный. Кроме того, на таких во многом уникальных проектах обычно отрабатываются новые технологии, которые потом мультиплицируются.

Построенные небоскребы вместе с существующим образуют современный деловой квартал — какие строятся во многих странах мира и способствуют повышению туристической и деловой привлекательности города, поскольку свидетельствуют о потенциале развития, устремленности в будущее. Для богатых арабских инвесторов, которые сейчас заинтересовались Россией, наличие такого квартала является подтверждением нашей готовности принимать такие инвестиции. Сомнения в их востребованности я считаю напрасными — когда в Нью-Йорке строили первый небоскреб, Empire State Building, многие тоже сомневались, что он будет заполнен. Да и квартал «Москва-Сити» заполнился быстрее, чем все ожидали, так что пришлось строить новые башни. В наших небоскребах запланировано большое количество гостиниц, деловых, развлекательных, культурных и образовательных центров, определены ключевые арендаторы. Первоначально в Лахте планировалось построить около 10 небоскребов, и я думаю, что в конечном итоге они будут построены и востребованы для коммерческого и общественного использования.

«Первоначально в Лахте планировалось построить около 10 небоскребов, и я думаю, что в конечном итоге они будут построены и востребованы»

Средства для двух заявленных башен «Газпром» найдет — потому что, вопреки расхожему мнению, он работает с прибылью. Убыток, о котором все говорят, на самом деле получен по МСФО, если считать в долларах, по международным стандартам финансовой отчетности, которые учитывают изменение стоимости активов «Газпрома», которая упала из-за девальвации и санкций. По российским стандартам ФСБУ, в рублях «Газпром» за 2023 год получил чистую прибыль более 695 млрд.

Также весьма перспективным мне представляется проект «Санкт-Петербург — Марина» в Горской. Он давно обсуждается и вот, наконец, заявлен. Это интересное переосмысление развития побережья Финского залива. Никто никогда ничего подобного у нас не создавал. Такие марины есть во многих крупных портах мира и если наш проект будет реализован, он займет среди них прочное место и станет хорошим импульсом для развития туризма. Помимо прочего, он создаст, наконец, современный порт для яхт и катеров, которые сейчас ютятся на мелких, плохо благоустроенных стоянках, разбросанных по всему городу. У нас сейчас практически нет возможностей для приема гостевых яхт, включая необходимую инфраструктуру.

Промышленные проекты, заявленные на ПМЭФ, конечно, меньше этих двух по объемам инвестиций, зато их много. Они долго готовились, проходили согласования, многие получили поддержку от соответствующих институтов сопровождения. Появление этих проектов — закономерный результат того импульса промышленного развития, который мы сейчас наблюдаем.

«Марина — интересное переосмысление развития побережья Финского залива. Никто никогда ничего подобного у нас не создавал»

Это же относится и к логистическим проектам, например, к проекту создания сухого порта компании «Феникс» — оператора порта Бронка. Перегрузочные мощности нужны для развития морских перевозок грузов, поступающих в том числе из Белоруссии, которая наращивает грузовой трафик через «Бронку». Для этих же целей планируется строительство грузового Юго-Западного железнодорожного обхода Петербурга.

Также закономерными мне представляются проекты в сфере цифровых технологий — идущая полным ходом цифровизации требует появления таких проектов, особенно в свете последних санкций со стороны США, полностью запрещающих экспорт информационных технологий в Россию.

В целом, подписанные на ПМЭФ соглашения мне представляются весьма полезными — потому что полезны любые инвестиции в город, они позитивно сказываются на его развитии. Главное — чтобы эти инвестиции были согласованы по ресурсам и срокам. И город смог обеспечить их кадрами, а это будет главной проблемой».


Нина Одинг, руководитель Исследовательского отдела МЦСЭИ «Леонтьевский центр»:

«Санкт-Петербург лидирует по общему объему инвестиций в соглашениях, заключенных на ПМЭФ, среди всех регионов России. Крупнейшие инвесторы — государственные корпорации. Их проекты, по моему мнению, мало соответствуют потребностям жителей Петербурга.

Крупнейший проект — два новые небоскреба «Газпрома» в Лахте. Продемонстрированные модели небоскребов порождают ассоциации с типичными деловыми кварталами Китая и Дубая. Непонятно, кем они будут заполнены, впрочем, очевидно, что основная цель проекта — само строительство, а не дальнейшее использование помещений небоскребов.

«Крупнейшие инвесторы — государственные корпорации. Их проекты мало соответствуют потребностям жителей Петербурга»

Для Петербурга польза небоскребов сомнительна, особенно учитывая то обстоятельство, что городу придется, очевидно, за свой счет строить для них транспортную инфраструктуру — чтобы обеспечить транспортную доступность огромного количества людей и компаний, которые будут располагаться в помещениях небоскребов. Придется строить дополнительные дороги, развязки и т.п., отвлекая средства городского бюджета от необходимых жителям объектов.

Также не вполне ясна целесообразность другого мегапроекта — огромного и крайне дорогого федерального курорта «Санкт-Петербург — Марина» в Горской с объемом инвестиций около 250 млрд рублей. Там планируется построить, помимо порта с причалами для 1,5 тысяч яхт, еще и большое количество самых разных объектов — спортивных, культурных, туристических, развлекательных, деловых и т.д. Как показывает опыт, такая гигантомания заканчивается обычно либо пустующими помещениями, либо жилым/нежилым фондом, который сдается в аренду.

При этом на прибрежных территориях до и после Горской расположены рекреационные зоны с пляжами, которые находятся в крайне неблагополучном состоянии. К тому же, согласно недавнему отчету Роспотребнадзора, прибрежные воды там не пригодны для купания. Вместо того, чтобы благоустроить эти зоны, город будет вкладывать, наверно, серьезные средства в строительство помпезного курорта, в котором цены на услуги вряд ли будут доступны обычным петербуржцам.

«Как показывает опыт, такая гигантомания заканчивается обычно либо пустующими помещениями, либо жилым/нежилым фондом, который сдается в аренду»

Среди подписанных на ПМЭФ соглашений для горожан полезны те, что направлены на удовлетворение их потребностей. Это, например, проекты в пищевой промышленности — компании «Балтийский Берег», которая инвестирует 5 млрд рублей в строительство нового рыбоперерабатывающего завода, или компании LADOGA, которая инвестирует 5 млрд рублей в строительство нового производственно-складского комплекса. Также Петербургу явно необходимы транспортные проекты.

Тем не менее, если суммировать участие Петербурга в проектах, то окажется, что городу придется потратить большие деньги на проекты, которые жителям не нужны. Это наверняка затормозит решение насущных проблем — например, расселения аварийного жилья, количество которого в Петербурге за последнее время выросло сильно, что сделало наш город антилидером по темпам роста трущеб в России. Также недостаточно активно, как я считаю, благоустраивается исторический центр, зеленых насаждений в центральных районах недостаточно — даже на открыточных видах, вдоль каналов и набережных. Много и других проблем.

«Это наверняка затормозит решение насущных проблем — например, расселения аварийного жилья, количество которого в Петербурге за последнее время выросло сильно, что сделало наш город антилидером по темпам роста трущеб»

Инвестиции в промышленные проекты сравнительно небольшие — но это в основном не государственные средства, а деньги самих компаний, которые они тратят рачительно, во многом — в перевооружение, в технологическое обновление. Эти проекты показывают реализм предпринимателей. Они не замахиваются на гигантские проекты, весьма рискованные в условиях нынешней неопределенности, а занимаются конкретными нуждами. Они должны сработать в течение 3 — 5 лет.

Тем не менее, не факт, что все подписанные соглашения будут реализованы в заявленные сроки, впрочем, в некоторых случаях сроки и не заявлены вовсе. Одной из главных проблем при их реализации несомненно является острый дефицит кадров. Однако, инвесторы по-старинке гордятся количеством новых рабочих мест, которые они создают. Хотя ясно, что заполнить эти места будет очень сложно. В некоторых проектах заявлено порядка тысячи новых рабочих мест — это явный признак неавтоматизированных производств, которые будут работать по старым технологиям. У нас на автосборочных производствах, выпускавших десятки, а то и сотни тысяч автомобилей в год, работало всего по несколько сотен сотрудников».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовил: Владимир Грязневич

Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент