Санкт-Петербург и область, 15 авг 2021, 16:42

Петербургские строители дорог уходят с рынка

Крупные игроки рынка настаивают на пересмотре условий госконтрактов
Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Целый ряд дорожно-строительных предприятий Петербурга оказались под угрозой банкротства. Если власти срочно не пойду на встречу отрасли и не пересмотрят схему отплаты по контрактам, многие компании будут вынуждены уйти с рынка, заявили в Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса (АСДОР).

Осталась одна из десяти

«Принято считать, что дорожный бизнес — это прибыльный бизнес. Но почему, если он такой прибыльный, то с рынка уходят компании?», — говорит генеральный директор ассоциации Юрий Агафонов. По его данным, за 5 лет в России 54% предприятий ушли с рынка. В основном, это был малый и средний бизнес, но сейчас, по его словам, волна докатилась до крупных компаний. В Петербурге ситуация еще тяжелее. Юрий Агафонов отмечает, что 12 лет назад в городе было 10 мостостроительных компаний, на данный момент осталась всего одна.

В АСДОР ссылаются на статистику: по итогам 2020 года в России работала 301 дорожно-строительная компания с выручкой свыше 1 млрд руб., из них 25 закончили финансовый год с убытками. Мостовых компаний с выручкой свыше 1 млрд руб. насчитывается 25, из них 5 компаний — с отрицательной прибылью. По данным Росстата, фактическая рентабельность за 2017-2019 г. мостостроительных компаний составила минус 1,02%. Рентабельность дорожно-строительных компаний находится на нулевом уровне.

Рекордный рост за 25 лет

Причиной низкой рентабельности Юрий Агафонов считает системные проблемы отрасли — в частности, то, что госзаказ нацелен исключительно на удешевление стоимости строительства и не учитывает реальный рост цен.

Президент Союза инженеров-сметчиков, директор департамента ценообразования и экспертно-аналитической работы Ассоциации строителей России Павел Горячкин называет рост цен на рынке самым масштабным за 25 лет. «В 2020 году драйвером роста цен выступил металл, с диапазона 32-43 тыс. руб. за тонну мы перескочили на 80-90 тыс. руб. за тонну. Затем стали расти цены и на другие позиции», — подчеркивает он.

По данным Союза инженеров-сметчиков, с начала 2021 года рост цен на строительный битум составил 43,8%, на лакокрасочные материалы — 34,6%, на железобетонные бордюры — 22,5%, на асфальтобетонные смеси — 9,51%. Цемент, щебень и песок подорожали от 3,3 до 5,3%.

Индексировать контракты

Чтобы не допустить коллапса в отрасли, Ассоциация строителей и поставщиков дорожного комплекса предлагает индексировать стоимость материалов и работ с учетом фактической инфляции и увеличить стоимость заключенных контрактов на 15%. Кроме того, они настаивают на том, что необходимо увеличить размер сметной прибыли в контрактах на строительство и реконструкцию дорожных объектов до 10% от прямых затрат и 18,3% от накладных расходов. Это даст компаниям возможность компенсировать свои затраты при росте цен на стройматериалы, и оплачивать необходимые, но не учтенные сметой, дополнительные работы.

Также среди предложений — исключить проценты по кредитам из состава затрат, учитываемых при разработке норм сметной прибыли; разработать нормативно-правовые акты и раскрыть механизм компенсации вышеуказанных затрат для подрядчиков. Еще одна идея — выплачивать премии «за своевременное завершение строительных работ» в размере 2% от их стоимости. Такая практика с 2019 года уже применяется в Москве, отмечают в АСДОР.

Работать будет некому

По данным АСДОР, в прошлом году 80% конкурсов на ремонт и строительство дорог были расторгованы с одной заявкой от одного участника. «Среднее снижение начальной цены на торгах составляет 1%. Конкуренции нет. Сегодня заказчик ищет подрядчика и уговаривает его выйти на объект», — подчеркивает Агафонов. По его словам, подрядчики отказываются и не хотят брать на себя ответственность за сырые и не доработанные проекты, потому что это грозит им крупными штрафными санкциями и банкротством.

Как сообщал РБК, ранее крупнейшие дорожно-строительные компании обратились к президенту Владимиру Путину. Кризис в отрасли создает «неприемлемые риски», в том числе для безопасности страны, утверждают строители инфраструктурных проектов. Владимир Путин поручил премьеру Михаилу Мишустину «рассмотреть» это письмо и «доложить». Однако затем авторы обращения получили лишь «отписки» от профильных министерств, возмущается Павел Горячкин.

«Дорожники дошли до точки кипения, нужно срочно принимать меры, если этого не будет сделано правительством, то для многих наших предприятий это грозит банкротством. Есть компании, которые через месяц-два готовятся уходить в банкротство», — уверяет Агафонов. При этом участников рынка, которые испытывают наибольшие трудности и находятся в предбанкротном состоянии, он не назвал. «Если ситуация будет так продолжаться, придется создавать казенное госучреждение и национализировать существующие дорожные предприятия. Мы к этому уже подошли», — резюмирует Юрий Агафонов.

РБК Петербург направил запрос в пресс-службу правительства РФ о перспективах принятия предложений АСДОР.

Повтор публикации от 11.08.2021 г.

Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая