Санкт-Петербург и область, 15 авг 2022, 09:15

Петербург ждёт 89 станций метро: сроки, стоимость и мнение экспертов

Читать в полной версии
Фото: PhotoXPress.ru

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на днях анонсировал «увеличение протяжённости линий городского метро на 139 км». По его словам, город планирует открыть 89 новых станций метро, из них 31 станция запланирована на первую очередь. Все это предусматривает новый Генеральный план города, сказал он.

РБК Петербург попытался выяснить подробности реализации грандиозных планов по развитию метрополитена. Как следует из официального ответа Комитета развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) на соответствующий запрос издания, из заявленных 89 новых станций метро ведется строительство только трех. Еще по 18 идут проектно-изыскательские работы. При этом планируется, что их должны успеть построить в течение 8 лет.

По 69 станциям нет никакой конкретики — ни сроков, ни понимания, в какую сумму обойдется их создание. Эксперты по метростроению прямо называют эти планы нереализуемыми в обозримой перспективе.

Сотни километров, десятки станций

Напомним, что с момента открытия первых станций в Ленинграде в 1955 году в городе было построено 5 линий протяженностью 124,8 км, на которых расположено 72 станции. Последние из них — «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» — были запущены в 2019 году. За три последних года ни одного нового открытия станций не было.

В КРТИ сообщили, что из 89 станций, строительство которых предусмотрено проектом Генплана, в первую очередь (до 2030 года) запланировано построить 31 объект метро (в том числе 21 станцию).

К первой очереди относятся станции:

  • На новой ветке петербургского метрополитена — Красносельско-Калининской линии: «Путиловская», «Юго-Западная», «Каретная», «Броневая», «Заставская», «Боровая», «Лиговский проспект — 2», «Знаменская», «Суворовская -1», «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе», «Сосновая поляна».
  • На Лахтинско-Правобережной линии: «Горный институт», «Театральная», «Кудрово», «Гавань», «Морской Фасад».
  • На Невско-Василеостровской: «Богатырская», «Каменка». На Фрунзенско-Приморской: «Шуваловский проспект».

По данным КРТИ, строительные работы ведутся только на трех станциях метрополитена, которые планируется ввести в эксплуатацию к 2024 году. На станции «Горный институт» горнопроходческие работы завершены на 90%. На станции «Путиловская» ведется переборка боковых станционных тоннелей, основные конструкции здесь выполнены на 65%. Больше эта цифра на станции метро «Юго-Западная» — 89%. Там тоже идут работы по сооружению станционных тоннелей. По остальным станциям метрополитена первой очереди, открытие которых запланировано поэтапно до 2030 года, пока ведутся проектно-изыскательские работы.

В комитете отметили, что расчётный срок реализации Генплана — это 2040 год, кроме того, в нем предусмотрен прогнозируемый период до 2050 года. Поскольку сроки реализации планов по метро строительству дальше первой очереди чиновники не разглашают, логично предположить, что они относятся ближе к 2050 году.

Миллиарды из бюджета

Оценить, в какую сумму обойдется реализация всех намеченных планов, в КРТИ не смогли. «Условия строительства метро каждый год меняются. Они зависят и от стоимости материалов, и от выбора способов строительства и технологий. Чтобы провести оценку стоимости строительства, необходимо в первую очередь разработать технико-экономическое обоснование. До этого давать оценку объему капитальных вложений в будущие станции на сегодняшний день некорректно», — сообщили в ведомстве.

При этом в комитете подчеркивают, что «объем финансирования, заложенный в бюджете Санкт-Петербурга, достаточен для устойчивого развития и выполнения тех целей, которые город перед собой поставил». Конкретика по цифрам есть только на ближайшие три года. Согласно закону о бюджете, на развитие транспортной инфраструктуры Петербурга в соответствии с адресной инвестиционной программой (АИП) предусмотрены бюджетные ассигнования на 2022 год в объеме — 30 млрд рублей, на 2023 и 2024 годы — 55 млрд рублей соответственно. На прогнозируемый период — 2025 год — бюджетные ассигнования составят чуть более 50 млрд рублей. Из федерального бюджета Санкт-Петербургу выделено 8 млрд рублей на развитие метрополитена за счет средств инфраструктурно-бюджетных кредитов (6,2 млрд рублей — на 2024 год; 1,8 млрд рублей — на 2025 год).

Как ранее сообщал РБК Петербург, полученные в результате перерегистрации «Газпрома» в городе дополнительные налоговые поступления (их сумма оценивалась примерно в 40 млрд рублей в год), также обещали направить на развитие метро.

«Строить некому и нечем»

Эксперты по метростроению называют планы далекими от реальности. По оценкам генерального директора Ассоциации «Подземдорстрой» (объединение предприятий метро- и тоннелестроения) Сергея Алпатова, чтобы реализовать эти планы необходимо увеличивать штат подрядной организации («Метрострой Северной столицы») с нынешних 3700 человек минимум на 10–12 тыс., увеличивать мощности проектного института («Ленметрогипротранс») с его уникальным опытом проектирования станций глубокого залегания, готовить рабочих-метростроевцев в учебных заведениях города, закупать новую технику, актуализировать уже существующую проектную документацию и разрабатывать новую по перспективным объектам. «Если этим всерьез заниматься. Но сегодня никто не занимается», — цитирует «Коммерсантъ Санкт-Петербург» главу объединения.

По его словам, деньги на строительство выделить могут, но освоить эти средства сегодня почти невозможно. «Фактически строить сегодня метро в Петербурге нечем и некому», — считает Сергей Алпатов.

Заместитель генерального директора «Ленметрогипротранса» по проектированию метрополитенов Владимир Марков по поводу озвученных планов по строительству метрополитена еще более категоричен: «Нереально вообще». По его словам, в самые лучшие времена в Петербурге строили по одной станции в год. «Мы занимаемся сейчас только Москвой. Никаких переговоров о проектировании нами станций в Петербурге даже не ведется», — подчеркивает Владимир Марков.

В похожем ключе высказался на пресс-конференции в «Интерфаксе» директор — главный градостроитель Петербургского ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга» Юрий Бакей: «Генеральный план фактически формулирует цели и задачи. Это не документ, к которому прикладывается бюджетная ведомость, в которой написано, сколько средств выделяется на решение каждого элемента. Это просто та необходимость, которая нужна городу».

Повтор публикации от 12.08.2022

Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Как защитить пожилых родственников от переломов: советы врача из Гарварда
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Как сохранить свежий вид кожи в разгар предновогоднего стресса
Pro
Почему стиль управления, который привел к успеху, начинает мешать