В петербургских банках проходят массовые сокращения
Процесс поглощения петербургских банков крупными федеральными кредитными организациями приводит к массовым сокращениям банковских сотрудников. Последний пример — история банка БФА, который после присоединения к «Уралсибу» сумел сохранить только треть своих работников в Петербурге. Ранее кадровая оптимизация прошла в Балтинвестбанке, до этого работы лишились многие сотрудники Балтийского банка. По мнению экспертов, одна из причин оптимизации кадрового состава — желание крупных банков свести к минимуму участие персонала в работе организации.
Чистка укрупнением
Петербургский банк БФА вошел в состав банковской группы «Уралсиб» Владимира Когана в мае 2017 года. Численность персонала БФА на 1 апреля составляла 350 человек, говорится в отчете компании за первый квартал. На сегодняшний день в объединенном банке работает около трети сотрудников бывшего БФА, сообщила пресс-служба организации, добавив, что одна из причин сокращений — оптимизация издержек. «Например, зачем нам два отдела управления рисками?», — сказал представитель банка.
Сотрудникам БФА была предложена работа в «Уралсибе», но большинству из них — не в Санкт-Петербурге, уточнили в пресс-службе. «Это связано с тем, что головные офисы «Уралсиба» находятся в Уфе и Москве. Те сотрудники, кого не устроили сделанные им предложения, расторгли трудовые отношения по согласованию сторон», — сказал собеседник РБК Петербург.
Ранее массовые сокращения коснулись сотрудников других петербургских банков, вошедших в состав федеральных финансовых структур. Например, численность персонала Балтийского банка 1 октября 2014 года, накануне присоединения к «Альфа-банку», составляла 3,2 тыс. человек. К 1 июля 2017 года в банке работало уже 1,2 тыс. человек. По какой причине около 2 тыс. банковских сотрудников остались без работы, выяснить не удалось. В «Альфа-банке» заявили, что «не комментируют вопросы изменения кадрового состава».
Без ответа остался также запрос в Балтинвестбанк, чей персонал с конца 2016 года (когда кредитная организация вошла в группу Абсолют банка), был сокращен с 1,2 тыс. до 850 человек.
Кастомизация против стандартизации
По словам заместителя председателя правления банка «Александровский» Александра Тютюнника, кадровая оптимизация банков отчасти объясняется разницей в подходе к отношениям с клиентом в региональных и федеральных банках. По его мнению, в региональных банках каждому клиенту традиционно уделяют больше времени, менеджеры исследуют детали его бизнеса, например, при первичном рассмотрении его кредитной заявки. Тогда как в федеральных банках происходит почти автоматическое отсеивание клиентов, не соответствующих стандартным требованиям, без изучения подробностей потенциального заемщика.
Более высокий уровень стандартизации процедур в федеральных банках позволяет им автоматизировать значительную часть бизнес-процессов, что радикально снижает потребность в кадрах, говорит Тютюнник.
О том, что автоматизация и диджитализация процессов обслуживания клиентов приводит к сокращениям банковских сотрудников, ранее говорила аналитик БКС Ольга Найденова. Серьезную роль, по ее словам, в этом сыграл переход расчетов на удаленные каналы. «Это очень существенно снижает нагрузку на операционистов и потребность в отделениях. Даже в условиях роста в рознице мы, скорее всего, увидим дальнейшее снижение количества отделений», — считает Найденова.
По данным Росстата, проанализированным РБК, за последние 2,5 года из крупных и средних банков было уволено около 120 тыс. человек, или около 15% банковских сотрудников. При этом число занятых в финансовой деятельности и недвижимости в июне 2016 года по сравнению с январем 2015 года сократилось почти на 2,6%. По данным ЦБ, если на конец 2014 года в России насчитывалось почти 42 тыс. структурных подразделений банков, то по состоянию на 1 сентября 2016 года их осталось около 35 тыс. То есть было сокращено более 7 тыс. отделений.