Путь катастрофы: почему российский пищепром боится экологической реформы
С 1 января 2024 года многие производители мясо-молочной продукции, сахара, пищевых масел и жиров должны быть отнесены к первой категории по уровню негативного воздействия на экологию, следует из недавнего постановления правительства. Опрошенные РБК Петербург эксперты не исключают, что государство руководствуется благими намерениями. Однако, подчеркивают, что в нынешней экономической ситуации борьба за экологию может иметь катастрофические последствия для отрасли.
«В соответствии с системой категорирования предприятий по степени их воздействия на окружающую среду многие предприятия пищевой промышленности оказались в первой категории. Иными словами, они будут считаться наиболее опасными видами производства. То есть фактически их приравнивают к металлургическим и химическим производствам.
Такое изменение приведет к значительному росту издержек у предприятий пищепрома. По действующей системе они уплачивают штрафы только в случае превышения лимита допустимого воздействия на окружающую среду. Со вступлением в силу новых правил размер платы за превышение лимита вырастет в 100 раз, поскольку он будет напрямую зависеть от того, к какой категории относится производство.
Компаниям придется либо платить штрафы, либо провести модернизацию и внедрить новые технологии, которые позволят снизить воздействие на окружающую среду, а соответственно, и размер штрафов.
Компаниям придется либо платить штрафы, либо провести модернизацию и внедрить новые технологии.
По сути, государство хочет поставить предприятия в условия, когда платить штрафы за воздействие на экологию станет слишком дорого. Таким образом, бизнес, по мысли законодателя, получит стимул сделать производство более экологичным.
Однако стоит помнить, что рентабельность в пищепроме и так не слишком высока. Дополнительные расходы снизят маржинальность бизнеса еще больше. В конечном счете это приведет к уходу с рынка мелких игроков, поскольку снижение доходности они не смогут компенсировать ростом цен для конечных потребителей».
«По моим оценкам, предприятия АПК не наносят катастрофического ущерба экологии. Например, в масложировой отрасли практически безотходные производства, там 95% сырья перерабатывается. На молочную отрасль приходится около 0,00003% от общего объема выбросов. Идея приравнять игроков пищевой промышленности к нефтехимическим производствам кажется мне нерациональной.
На сегодня большая часть крупных перерабатывающих производств (в частности, переработка мяса и молока) имеет современное оборудование и уделяет должное внимание экологическому аспекту — контролируют загрязнение сливов и так далее. К тому же сейчас в регионах активно ведется надзор в сфере экологической безопасности. Если надзорные ведомства обнаруживают утечку отходов, на предприятия налагаются штрафы. Эти предприятия, по предписанию ведомства, обязаны устранять выбросы и устанавливать соответствующее оборудование, контролирующее выброс отходов. Почему борьба за экологию в АПК развернулась именно сейчас — не понятно.
Приведение к единому стандарту производителей мясо-молочной продукции, сахара, пищевых масел и жиров — это дополнительные финансовые затраты для пищевых компаний. Расходы на установку систем мониторинга отходов могут доходить до сотни миллионов рублей. Расходы всей отрасли составят миллиарды рублей.
Расходы на установку систем мониторинга отходов могут доходить до сотни миллионов рублей. Расходы всей отрасли составят миллиарды рублей.
С учетом невысокой рентабельности предприятий пищепрома (например, мясных и молочных производств) такие расходы могут оказаться неподъемными. Инвестиционная активность в этих сегментах снижается уже не первый год. Для стагнирующей отрасли борьба за экологию станет серьёзной дополнительной нагрузкой.
Нужно понимать, что далеко не всегда при росте издержек производитель сразу повышает цену своей продукции. В нынешней ситуации, с учетом высокой конкуренции на продовольственном рынке, повышение цены — это самоубийство, особенно, если речь идет о мелких и средних производствах».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции