Санкт-Петербург и область, 15 ноя 2011, 14:05

А.Салаев: Роль мировых рейтингов в самоидентификации города

А.Салаев: Роль мировых рейтингов в самоидентификации города
Читать в полной версии

Санкт-Петербургу, как и любому другому региону нашей страны или любому крупному европейскому городу, крайне важно понимать, в какой точке единой системы координаты он находится. Сегодня город на Неве вступает в переломный период – период самоидентификации. В ближайшем будущем будет принята долгосрочная стратегия развития города, именно тогда и будет определена та ниша, которую наш город займет в сознании наших соотечественников и иностранных граждан. Будущее Северной столицы волнует многих государственных деятелей. В числе политиков, обеспокоенных судьбой Санкт-Петербурга и депутат Законодательного собрания Александр Салаев, ему принадлежит авторство концепции развития города "Невская Перспектива 2025", в которой город предстает в виде системы кластерных городов-спутников и позиционируется интеллектуальным, творческим и инновационным центром. По мнению господина Салаева, именно эта специализация позволит городу стать центром новой индустриализации. - Какую роль Вы отводите рейтингам для самооценки городов? - Для того чтобы начать движение вперед, необходимо четко понимать, где мы находимся сейчас, каково место Санкт-Петербурга в жизни нашей страны и сознании граждан. Для этого существуют многочисленные рейтинги, регулярно публикуемые в современных деловых изданиях. С помощью рейтингов мы можем с точностью определить положение нашего города среди прочих мегаполисов, но на этом этапе открывается определенная проблема, а именно, отсутствие постоянного авторитетного рейтинга российских мегаполисов, иными словами – отсутствие точки отсчета. В развитых современных странах, такой проблемы не существует. Ежегодно над составлением авторитетных рейтингов городов работают экономисты, маркетологи и социологи, снабжая бизнес и власти актуальной информацией об уровне жизни, среды, образования, об условиях для конференций и выставок, об уровне сервиса. инвестиционного климата, инфраструктуры, экологии и безопасности. В нашей стране подобная система находится в зачаточном состоянии. С 2009 года можно выделить несколько таких рейтингов, но, к сожалению, по большей части, это работа журналистов, а не компетентных специалистов. - Какие еще проблемы Вы видите в рейтинговых вопросах? - Другая сторона проблемы – это определение места Санкт-Петербурга на мировой арене. Если определить свой статус среди крупнейших российских городов не так сложно, то равняться с крупнейшими мировыми столицами гораздо сложнее. В октябре на сайте журнала Foreign Policy был опубликован рейтинг "глобальных городов", составленный совместно с консалтинговой компанией А. T. Kearney – "2010 Global Cities Index", в котором наша столица заняла 25 из 65 место. Очевидно, что эти исследования имеют отнюдь не развлекательный характер, и местные власти и общественные организации и бизнес-сообщества кровно заинтересованы в данной информации, комплексных исследованиях конкурентных позиций, общественного мнения, актуального состояния регионов и прогнозов их развития. Именно в городах сконцентрирована вся научно-техническая, экономическая и хозяйственная активность, в городах проживает порядка три четверти населения нашей страны, не в абстрактных "регионах", а в Санкт-Петербурге, Москве, Новосибирске, Казани. От состояния этих городов, сложных, многофункциональных систем, во многом зависит обстановка внутри страны, благополучие наших сограждан, наш имидж на мировой арене. В 2010 году, рейтинговое агентство "Эксперт РА" при содействии "Вестерн Юнион", впервые в нашей стране, обнародовало список лучших городов с точки зрения предпринимательского климата. Данные на 2010 год не принесли никаких сюрпризов, Москва лидирует с серьезным отрывом, однако и Санкт-Петербург имеет неплохие показатели и вполне может претендовать в будущем на звание "деловой столицы" России и, что немаловажно, мощнейшего транспортного узла всего Северо-Запада. - Что необходимо Петербургу для того, что бы обойти соперников и удержать лидерство в конкурентной борьбе? - Петербургу необходим абсолютно новый подход к организации территорий. Проект "Невская Перспектива 2025", в рамках которой заложена программа развития транспортно-логистического кластера – лишь начало грядущих глобальных преобразований, результатом которых станет объединение усилий с нашими финскими соседями. Наши страны имеют все возможности, а самое главное, причины для создания общего транспортно-логистического кластера, об этом же шла речь в октябре этого года на международном семинаре в Котке. По мнению торгового представителя России в Финляндии Валерия Шлямина, наступило время задуматься о слиянии государственных транспортных стратегий России и Финляндии, тем более, что опыт совместной работы у нас уже имеется, это и подготовка специалистов и реализация совместных проектов безопасного судоходства. Следующим этапом совместной работы наших стран должно стать межгосударственное разделение труда и специализация портов. Однако на сегодняшний день темпы развития бизнеса в нашем городе не позволяют Петербургу выйти на желаемый уровень, если в ближайшее время не будет предприняты меры по улучшению ситуации, наш город может забыть о первых строчках мировых рейтингов, эти места по праву достанутся прибалтийским и скандинавским столицам. В лучшем случае Петербург останется городом-музеем и туристическим центром. Что касается уровня жизни в нашем городе, эту информацию мы можем почерпнуть из рейтинга, составленного петербургским институтом территориального планирования "Урбаника" на основе актуальных статистических данных, информации исследовательских институтов и риэлтерских агентств. Главным критерием при составлении рейтинга являлось соотношение качества городской среды и стоимости жизни. В этом списке Санкт-Петербургу отводится 5-место, что примечательно, российская столица находится несколькими строчками ниже и занимает 9-ю позицию. Первые строчки рейтинга занимают нефтегазовые города, уровень жизни в которых наиболее высок. - Что еще могут рассказать рейтинги? - Рейтинги могут рассказать нам очень много, к примеру, то, что Петербург входит в пятерку лидеров "50 наиболее растущих центров глобального предоставления услуг" (Global Services&NeoIT, 2009 г.), а научно-образовательный потенциал северной столицы составляет порядка 15% всего потенциала нашей страны, причем численность занятых в научно образовательной сфере вывела Санкт-Петербург на второе место в России. Санкт-петербургский аэропорт Пулково также отметился на общенациональной арене, заняв 3-е место по объему пассажирских перевозок. В целом, показатели радуют, если бы не одно "но". В основном, все рейтинги составлялись только среди российских городов, но ведь исторически, Санкт-Петербург – город мировой, именно как европейская столица, он задумывался Петром, именно таким он и должен оставаться! Примечательно, что у нашего города есть все шансы занимать верхние позиции международных рейтингов! Петербургу необходимо иметь специальную службу, которая оперативно отслеживала бы все достойные внимания мирового сообщества события и своевременно, а самое главное грамотно доводила бы их до внимания составителей международных рейтингов. Я вижу Санкт-Петербург как систему кластерных городов, по примеру ведущих европейских столиц. Мегаполис международного уровня, открытый миру, крупнейший центр делового, политического и культурного сотрудничества, полностью интегрированный в мировую экономику. Наш город станет местом проведения крупнейших мировых мероприятий, представительских переговоров, фестивалей, выставок, конференций, форумов. Санкт-Петербург должен стать полноправным игроком на мировой арене, оказывающим значительное влияние на международное сообщество. Кроме всего прочего, Петербургу необходимо позаботиться об укреплении уже существующих позиций, например, статуса культурной столицы России, места проведения огромного множества культурных мероприятий, некоторые из которых имеют международное значение. Положительные изменения в коммуникационной среде нашего города можно наблюдать на примере грандиозного юбилея 300-летия Петербурга. По данным опроса, о данном событии были оповещены 26% европейцев. Этот показатель говорит о возрастающем интересе к нашему городу со стороны мирового сообщества, что подтверждает и проведение в мае 2012 года в Петербурге 36-ой сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Превращение Санкт-Петербурга в крупнейший торгово-транспортный центр международного значения, расположенного на Балтийском море, требует разработки и принятия ряда мер по стимулированию экспорта и импорта через наш город или прилегающие территории, упрощению таможенных процедур и системы пересечения границы. - Какие еще направления перспективны для развития в Санкт-Петербурге? - У нашего города есть потенциал стать мировым центром инноваций, на базе традиционно весомого научно-образовательного потенциала города, создания условий для размещения в Санкт-Петербурге офисов крупнейших корпораций, как российских, так и международных. Благодаря этому, в Петербурге будут сосредоточены значительные финансовые потоки, что позволит вывести приоритетные сферы услуг, такие, как связь, банковское дело, страхование на принципиально новый уровень. - Как же городу заявить о своих возможностях и занять, наконец, достойные места в мировых рейтингах? - Несмотря на кажущийся неподъемным объем работы, положительные тенденции прослеживаются уже сейчас, что можно наблюдать на примере петербургского бизнес-инкубатора "Ингрия", который в 2010 году (по версии журнала Forbes) вошел в пятерку лучших бизнес-инкубаторов нашей страны, а в 2011 стал партнером крупнейшего российского конкурса инновационных технологий в сфере интернет Web Ready. На продолжение и умножение этих положительных тенденций и направлена концепция развития города "Невская Перспектива 2025". Ознакомиться с ней и оставить свое мнение можно в блоге:Александра Салаева http://salaev-aleks.livejournal.com и http://невская-перспектива2025.рф Материал размещен на правах рекламы.

Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника