«Почему на русском?»: телефонные мошенники добрались до Финляндии
Крупные финские банки призвали своих клиентов проявлять бдительность при звонках, которые совершаются от имени их организаций. Заявления Nordea и S-Pankki последовали после того, как клиенты этих финансовых организаций стали массово рассказывать в соцсетях о случаях телефонного мошенничества. По данным издания Yle, которое побеседовало с теми, кто получал подобные звонки от «службы безопасности банка», с волной звонков от мошенников столкнулись в первую очередь русскоязычные жители Суоми.
«Почему на русском?»
Звонки как правило совершаются с финских номеров, но мошенники общаются на русском языке. «Позвонили с финского номера на мой номер телефона и сказали, что с моего счёта был осуществлён платёж на eBay. Я, конечно же, ничего не оплачивала», — рассказала русскоязычная жительница Вaнтаа. По ее словам, звонившая женщина представилась работником S-pankki, однако не смогла назвать ничего, кроме имени клиента. На вопрос, почему «сотрудник» говорит на русском, хотя у Марины для связи с банком указан финский и английский языки, внятного ответа не последовало. А жителю Эспоо поступил звонок якобы из Nordea. Звонившая женщина знала его имя и «на чистом русском» заявила, что на него оставлена заявка об открытии счета, а также попросила предоставить личные данные для борьбы с утечкой.
В обоих банках знают о проблеме. «Нам известно, что нашим русскоязычным клиентам звонили телефонные мошенники. Звонившие разговаривали по-русски. В некоторых случаях абонент сначала говорил по-английски, но затем менял язык на русский», — цитирует Yle эксперта Nordea по борьбе с мошенничеством Аннукку Мултанен. По её словам, обычно мошенники пугают потенциальную жертву утечкой персональных данных или предлагают инвестиционные продукты.
В S-pankki также рассказали, что следят за различными способами телефонных мошенничеств. «Преступники придумывают разные истории, с помощью которых они пытаются заполучить, например, личную информацию, данные карты или доступ к онлайн-банку», — заметил менеджер по управлению рисками S-pankki Юха Ниеминен.
Сотрудники банков призвали клиентов проявлять бдительность и помнить, что банк никогда не будет звонить и спрашивать банковские данные или просить подтвердить перевод.
Адрес, номер карты и телефон
Похожий тип мошенничества широко распространен в России. Ранее РБК писал со ссылкой на данные Банка России, во втором квартале 2021 года мошенники украли с банковских счетов россиян более 3 млрд руб. За весь 2020 год — 9,8 млрд руб. В исследовании международной платежной системы Visa говорится, что только 0,2% россиян точно знают, какую информацию по банковской карте и кому можно предоставлять, а также как понять, что сайт безопасен при оплате в интернете. Только 54% считают, что нельзя никому сообщать номер банковской карты и имя ее владельца (хотя их можно назвать настоящим сотрудникам банка). Около 7% готовы назвать третьим лицам код доступа в мобильное приложение. Наибольшее число из них — по 2% — согласны предоставить эту информацию «сотруднику банка, выпустившего карту» и «сотруднику Центрального банка». Ими часто представляются мошенники. Около 9% могут раскрыть трехзначный код с обратной стороны карты. Еще порядка 10% — подтверждающий код из СМС. В этих вопросах респонденты наиболее доверяют «сотрудникам банка», «сотрудникам Центрального банка» и продавцам в магазине. Порядка 35% россиян согласны сообщить посторонним срок действия карты, 49% — домашний адрес, 55% — номер телефона, привязанный к карте.
Причем специалисты говорят, что злоумышленники постоянно адаптируют легенды — и схема звонков из банков постепенно уступает место новым историям. «Когда пользователи перестали доверять звонкам якобы от службы безопасности финансовых организаций, мошенники начали представляться сотрудниками правоохранительных органов, что снизило бдительность жертв», — рассказал главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. Исследование Visa показало, что «сотрудникам правоохранительных органов» большинство респондентов (около 20%) готовы назвать домашний адрес, 13% — номер телефона, а платежные данные согласны предоставить менее 10% россиян.