Санкт-Петербург и область, 15 дек 2022, 13:51

Рекорды щедрости: Петербург обогнал Москву по скидкам на новое жилье

Читать в полной версии
Фото: Ведомости/PhotoXPress.ru

Скидки, акции и специальные цены для покупателей в декабре 2022 года предлагает рекордное число застройщиков Петербурга. Доля таких предложений на жилье на первичном рынке приближается к 90%. По доле новостроек с дисконтом город значительно опережает Москву. Но эксперты сомневаются, что масштабная кампания даст хорошие результаты.

«Скидки стали разнообразнее»

«Количество скидок, акций и различного рода бонусов на первичном рынке Санкт-Петербурга достигло рекордных значений, как в количественном, так и качественном выражении. Порядка 80-90% квартир сейчас продаются с различного рода специальными предложениями. Причём новогодние акции застройщики стали запускать ещё в середине ноября», — рассказал руководитель центра новостроек федеральной компании «Этажи» Сергей Филимонов.

Это подтверждает статистика bnMap.pro: на сегодняшний день в 88% девелоперских проектов Петербурга предоставляются те или иные скидки, акции, специальные цены или другие предложения.

«Застройщики традиционно предлагают предновогодние скидки на квартиры, но в этом году акции и скидки действительно стали разнообразнее», —соглашается руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group) Ольга Трошева.

По ее данным, среди них есть привычные предновогодние скидки (от 2 до 10% в зависимости от типа квартир и объектов), скидки с квадратного метра, паркинг в подарок при покупке многокомнатных квартир, апартаменты в подарок (при покупке квартиры в элитном доме), скидки на кладовку, мебель и техника в подарок и другие. «Примеры скидок «в деньгах»: дополнительная скидка от 7 000 руб./кв. м до 15 000 р/кв.м на определенный пул квартир; на отдельный пул 1-комнатных квартир — скидка в размере 25 000 руб./кв. м + отделка в подарок; на 1-комнатную квартиру — скидка 400 000 руб. от стоимости. В целом размер скидок доходит до 1 млн рублей», — перечисляет Ольга Трошева.

Сегодня средняя скидка в новостройках Петербурга, по данным bnMap.pro, составляет 7,9%. «Переводить это в абсолютные цифры бессмысленно, так как почти всегда со скидкой предлагают не все квартиры, а ограниченный пул — как правило, наиболее просторные с большей скидкой, самые компактные — с меньшей. Влияет также класс, ценовая политика застройщика. Условно можно сказать, что поскольку средняя стоимость лота на петербургском первичном рынке, по наблюдениям bnMap.pro, составляет 20,9 млн руб., то средняя скидка сэкономит покупателю примерно 1,65 млн», — подсчитала управляющий партнер Dombook, председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. По ее оценкам, максимальный дисконт составляет 25%. Год назад самые щедрые скидки не превышали 20%.

Обратный эффект

«Ассортимент спецпредложений настолько велик, что информационный поток о них уже начал иметь обратный эффект, — уверен Сергей Филимонов. — Потенциальные покупатели стали сложнее и дольше принимать решение, а у некоторых появился реальный страх какого-то подвоха во всех этих спецпредложениях». Поэтому сейчас большинство таких акций «замиксовано» с посылом на ограничение или полное прекращение льготной ипотеки и субсидированных ставок от застройщиков.

«Сохраняются скидки на квартиры от 2 комнат, теперь они ещё суммируются с новогодними акциями. Часть застройщиков готовы делать скидку на стоимость паркинга около 1 миллиона рублей при одновременной покупке квартиры и паркинга, другие вуалируют скидки за компенсацией комиссии банку за субсидированную процентную ставку по ипотеке на уровне до 22-25% от реальной стоимости квартиры», — приводит примеры руководитель центра новостроек «Этажи». По его данным, за быстрый выход на сделку застройщики готовы давать скидки от 50 тыс. руб. до 1% от стоимости квартиры. «Но это относится в основном к новым проектам, а вот скидки при 100% оплате сейчас не так актуальны», — добавляет Сергей Филимонов.

Примечательно, что на первичном рынке Москвы доля проектов, где покупателем предлагают скидки значительно ниже. В декабре их дают в 75% жилых комплексов столицы. При этом глубина скидок выше, чем в Петербурге, максимальный дисконт на квартиры в Москве составляет 30%, а на апартаменты достигает 35%. «Если в Москве ещё есть ресурс для расширения числа и доли проектов со скидками, то в Санкт-Петербурге он практически исчерпан», — поясняет разницу между двумя столицами Ирина Доброхотова.

Результат не очевиден

Опрошенные РБК Петербург эксперты разошлись в оценках эффективности запущенной девелоперами масштабной дисконтной кампании.

«Традиционно максимум спроса на рынке недвижимости приходится на последние недели декабря, когда покупатели получают годовые бонусы и премии. Этот год, скорее всего, не станет исключением», — ожидает Ольга Трошева. Она считает, что спрос также может подстегнуть завершающаяся программа льготной ипотеки.

Президент Санкт-Петербургской палаты недвижимости, генеральный директор агентства недвижимости «Бенуа» Дмитрий Щегельский сомневается, что акции и скидки помогут существенно поднять продажи. «На рынке настала довольно тяжелая ситуация — уже выбран платежеспособный спрос, и что бы застройщик ни делал, мы видим, что мантры «покупай сегодня, завтра будет дороже», больше не работают. Даже льготная ипотека не особенно помогла строительным компаниям в октябре и ноябре. Возможно, в декабре какая-то часть покупателей будет готова запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда на фоне разговоров о прекращении программы льготной ипотеки, и ожиданий, что субсидированная ипотека подорожает, и будет не под 0,1% а под 2-3%», — говорит эксперт.

«Акции проходят мимо»

В своих прогнозах Дмитрий Щегельский ссылается на статистику продаж — выручка застройщиков в Петербурге в ноябре 2022 снизилась на 37% (45,2 млрд руб. годом ранее), при этом продажи квартир и апартаментов сократились на 47% (5948 ДДУ в ноябре 2021 года), несмотря на рост «среднего чека» покупки недвижимости на 19%. Эти данные, как считает эксперт, говорят о том, что маркетинг, который использовали застройщики в последнее время, теряет эффективность.

«Сейчас основным драйвером спроса выступают риски ограничения ипотеки с господдержкой и субсидирования ипотечных ставок застройщиками. Поэтому большинство рекламных посылов строится именно на этом, а вот акции и скидки—это уже второстепенный стимулятор. Просто на рынке их сейчас так много, что часть из них просто проходят мимо потенциальных покупателей», — констатирует Сергей Филимонов. Впрочем, сделанное 15 декабря заявление Путина о продлении льготной ипотеки лишило застройщиков одного из главных аргументов в пользу покупки жилья до истечения 2022 года.  
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Как часто компании подставляют друг друга — исследование
Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни