Санкт-Петербург и область, 16 янв 2020, 16:29

Госмашина на повороте: что Путин приготовил для регионов?

Читать в полной версии
(Фото: kremlin.ru)

Предложенные президентом Владимиром Путиным поправки к Конституции России стали предметом широкой дискуссии о том, насколько реально изменится государственная машина в ближайшие годы и какую роль после ее трансформации будет играть сам действующий глава государства. Политологи предположили, что объявление о реформе (а также отставка правительства) означает начало транзита власти в России. По их мнению, анонсированное Путиным усиление полномочий Госсовета может свидетельствовать о том, что президент планирует возглавить этот орган после ухода со своего поста.

Однако, у конституционной реформы могут быть и другие серьезные последствия (важные, в том числе, для российских регионов). В частности, политологи акцентируют внимание на предложениях Путина ограничить действия на территории России международного законодательства, предоставить СовФеду права отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов и закрепить в Конституции «принципы единой системы публичной власти» (расширив при этом полномочия местного самоуправления).

Опрошенные РБК Петербург эксперты предполагают, что для регионов последствия реформы могут парадоксальным образом не совпасть с поставленными целями — и объявленное усиление полномочий ряда институтов через несколько шагов обернется полной потерей их автономности. Важную роль в этом процессе может сыграть партия власти.


Элла Панеях, доцент факультета социологии НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург:

«Если Госсовет получит реальные полномочия, то влияние на федеральную повестку со стороны губернаторов, которые войдут в него — а в него сейчас входят все губернаторы — увеличится. В его нынешнем составе этот орган было бы логично использовать в первую очередь для утрясания отношений между центром и регионами, а также между регионами, и я не уверена, что он хорошо приспособлен к иным федеральным функциям. Но при том, что каждый губернатор в индивидуальном качестве станет более влиятельным игроком на общенациональном уровне, это может ослабить и так очень сомнительную автономию регионов.

Как реформа скажется на муниципальной власти, мы не знаем, Путин об этом выразился крайне неопределённо. Он сказал, что будет вертикаль публичной власти, из которой исключены муниципалитеты. Это прозвучало так, как будто муниципалитетам дадут больше автономии. Но я боюсь, что все кончится тем, что у муниципалитетов может, наоборот, оказаться ещё меньше веса, ещё меньше денег, чем это есть сейчас. Таким образом, они станут ещё более зависимыми. Этот сценарий вероятен, потому что муниципалитеты — это последний субъект политики, который будет иметь влияние на то, как будет реализовываться реформа. Ход ее реализации будут определять в первую очередь федеральные группы интересов, а у муниципальных властей своего голоса на общенациональной арене просто нет.

Между тем, реформа не подразумевает серьёзных изменений для силовых ведомств. Они как были, так и остаются прямо подчинены президенту, минуя все те вертикали, которые перетрясаются. Не исключено, что пока гражданскую госслужбу будет трясти, силовики будут захватывать новые позиции, новое влияние.

Ещё одно последствие готовящихся изменений — ослабление судебной власти. Совет Федерации получит право по представлению президента увольнять судей Верховных судов. А учитывая, что в судебной системе нижестоящие суды очень зависят от вышестоящих (это фактически ведомственная зависимость), суды ещё более ослабнут по сравнению с исполнительной властью и силовиками. На жизни бизнеса и населения это может отразиться самым прямым образом — например, я не исключаю того, что суды будут чаще выносить решения в пользу госорганов, ещё больше игнорируя нормы права. На руку ослабление судов и силовикам».


Станислав Шкель, профессор Пермского государственного университета:

«Я не отношусь к тем, кто считает, что сейчас происходит транзит власти или смена режима. Мне кажется, что по большей части предложения президента нацелены на то, чтобы сохранить статус-кво. Владимир Путин предложил узаконить то, что уже реализовано на практике. Мы живём в реальности, где на самом деле местного самоуправления нет, где судебная власть полностью подчинена исполнительной и реального разделения властей не существует, где Россия с 2015 года достаточно свободно ведёт себя по отношению к международному праву...

Что касается новаций, то одна из них связана с тем, что Владимир Путин решил не идти на очередной президентский срок и вместе с этим запланировал перенести полноту власти в другие органы. Центр власти, по озвученным изменениям, перемещается в сторону парламента и Госсовета, где концентрируются депутаты и губернаторы. Это может иметь последствия для губернаторов, которые сейчас не являются политиками федерального уровня. Но, если за Госсоветом закрепят соответствующий статус в Конституции, то статус губернаторов повысится до федерального значения.

Когда Владимир Путин предлагает сделать Госсовет значимым органом, у Кремля возникнет вопрос: как контролировать депутатов и губернаторов? Наиболее простой и эффективный механизм — через партию власти. Думаю, сейчас власть инвестирует в то, чтобы улучшить имидж и поднять статус «Единой России». Уже появилась информация о том, что к 2024 году Владимир Путин может возглавить партию власти. Это будет означать, что губернаторы, одновременно с увеличением своего статуса существенно сократят свою автономию, которая и сейчас не велика. Потому что если влияние партии усилится, то усилится контроль через партию за губернаторами, баллотирующимися, в основном, от «Единой России». Поэтому, с одной стороны, из-за повышения статуса Госсовета повышается статус губернаторов, с другой стороны, через партию усиливается их зависимость от центральной власти.

Любое политическое изменение ведёт к проигравшим и победившим. Какие-то элиты будут довольны, какие-то недовольны, от чего могут возникнуть конфликты. Но президент действует очень осторожно, он пока предложил абстрактные изменения, пытаясь понять, насколько элиты с ним согласны. Он предложил увеличить роль Госсовета, но пока непонятно, как именно. Думаю, сейчас идут кулуарные обсуждения этого вопроса — и элиты будут договариваться между собой.

На мой взгляд, президент опасается и общественной реакции. Именно поэтому предложенные изменения сформулированы предельно абстрактно. Оппозиции понятно, что речь сейчас идёт не о демократизации, а, наоборот, об очередной попытке действующего президента сохранить власть после 2024 года. Оппозиция могла бы начать противодействовать этому с помощью уличной политики — протестов, но так как Путин специально не раскрывает все карты, сохранятся неопределенность и не совсем понятно, против чего конкретно протестовать…»


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Pro
Боссы больше не нужны: как руководителю не остаться без работы
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
В России ввели ГОСТ для «умных домов». И это прорыв для всего PropTech
Pro
Как с помощью ИИ вдвое увеличить выручку: примеры скриптов для сейлзов
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
Квазивалютные облигации от НОВАТЭКа: что это и зачем инвестировать
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их