Санкт-Петербург и область, 16 мар 2018, 16:00

Секретный код: кому Смольный сдаст недвижимость по льготной цене

Читать в полной версии

Петербургский парламент после внесения поправок окончательно принял закон о поддержке креативных пространств. Организаторы таких пространств смогут арендовать городскую недвижимость по льготной ставке. Креативность чиновники намерены определять по кодам ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), перечень которых включает многое — от дизайна одежды до разработки программного обеспечения. Эксперты опасаются, что из-за такой системы отбора вместо музеев и арт-пространств льготы будут получать близкие к чиновникам бизнесмены, обладающие формальными признаками креативности.

Оксана Дмитриева, депутат Законодательного собрания Петербурга от «Партия Роста»:

«Определить, что такое креативная деятельность через коды ОКВЭД невозможно. Креативный элемент можно обнаружить в любой отрасли. Вы можете шить кофточки на конвейере, а можете делать какой-то дизайнерский проект. Пытаться дать определение креативу через ОКВЭД — то же самое, что сказать: вот эти люди могут испытывать чувства любви и дружбы, а эти не могут.

Ссылки на зарубежное законодательство при этом не состоятельны: там речь идет о развитии инновационной деятельности, а по этой инновационной деятельности есть отдельное юридическое определение, которое описывает, что представляет собой тот или иной вид деятельности, определены права интеллектуальной собственности и др. А креативное пространство — это в первую очередь архитектурный и градостроительный термин. Термин, который используется в основном применительно к ревитализации, обновлению старых, преимущественно промышленных территорий. К примеру, района доков или «Красного треугольника».

Вопрос о креативных пространствах должен ставиться не комитетом по инвестициям, а КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры — ред.) и КГА (Комитет по градостроительству и архитектуре — ред.). Реализация таких проектов должна начинаться с градостроительной концепции. Такая концепция предопределяет возможности для дальнейшего современного использования зданий. Креатив — это в первую очередь креативное архитектурное решение — как использовать специфическую архитектуру для совершенно новой, неожиданной, необычной функции. Из вокзала — музей, из фабрики — театр. Креативное пространство не обязательно должно быть инновационным — там могут быть и фотостудии, и молодежные кафе, и клубы, и магазины. В нем может не создаваться ничего принципиально нового — оно может просто создавать настроение, атмосферу, общественную жизнь.

Вопросы возникают и к льготным условиям аренды: почему у всех креативных пространств должна быть льготная аренда? Если хорошо продумать такое пространство, это может быть вполне коммерчески успешный проект, которому не нужны значительные льготы. Каждый проект должен рассматриваться индивидуально — для коворкинга условия должны быть одни, для общественных пространств, имеющих туристически привлекательную функцию, — другие. А сейчас этот закон — фактически принимается «для своих», для компаний, которые комитет по инвестициям назовет креативными и просто даст им льготную аренду».

Дарья Качавина, координатор арт-пространства «Тайга»:

​«Эта инициатива полезна в общем, но абсолютно бесполезна в частностях. Я не считаю, что креативность можно определить кодами ОКВЭД. По факту получится, что до управления будут допускать кого угодно, по документам всё будет оформлено как надо, а на самом деле занимать площади будут все подряд, кто в своих учредительных документах пропишет подходящий ОКВЭД. А при проверке сложится удобная коррупционная ситуация.

Креативные пространства уже много лет существовали и без городского надзора. Недвижимость, которую хотят передать в управление, мы видели, эти объекты в крайне плохом состоянии, среди них есть памятники архитектуры. В них нужно много инвестировать. А креативные площадки в принципе не могут быть высокомаржинальным бизнесом. Поэтому инвесторы, которые будут приходить на предлагаемые объекты, скорее всего, будут далеки от идеи о том, как создать успешное креативное пространство и будут делать обычные офисы с кирпичными стенами. Если посмотреть на Европу, то вы увидите на рынке креативных пространств существенное присутствие выставочной деятельности, а у нас я знаю, пожалуй, только два действующих креативных пространства с выставочной деятельностью, которая задает тот самый вектор в развитии, который не определяется ОКВЭД.

А вообще, конечно, хорошо, что про такие места заговорили. Но для начала эту инициативу необходимо вписать в качественный градостроительный план».


Позиции спикеров могут не совпадать с мнением редакции.

Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски