Санкт-Петербург и область, 16 мар, 11:42

В Госдуме отреагировали на жалобы петербургских автовладельцев

Читать в полной версии
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru

Депутат Госдумы от Петербурга Михаил Романов обратился к главе Роспотребнадзора Анне Поповой с просьбой проверить страховщиков, отказывающихся продавать краткосрочные полисы ОСАГО. По словам депутата, поводом для обращения стали многочисленные жалобы автомобилистов из Северной столицы.

Опрошенные РБК Петербург эксперты называют проблемы с приобретением «коротких» страховок надуманными — по их словам, краткосрочные полисы ОСАГО не пользуются популярностью у граждан из-за невыгодных тарифов.

Суть претензий

Закон, позволяющий водителям оформлять короткие полисы ОСАГО (на срок от одного дня до трех месяцев) вступил в силу 2 марта. Ранее купить обязательную страховку можно было только на год. Предполагалось, что «короткие» страховки будут интересны таксистам, которые работают нерегулярно; водителям, которым необходимо совершать редкие или разовые поездки; водителям, которые пользуются машиной только в дачный сезон, а также собственникам, у которых заканчивается ОСАГО, но при этом они планируют продать свой автомобиль. В Страховом Доме ВСК для примера посчитали, что если годовой полис на автомобиль Lada Granta 2023 года выпуска обойдется в 5 724,71 руб., то страховка на десять дней — в 1 030,44 руб. Цена годового ОСАГО на кроссовер Livan X3 Pro со стажем 20 лет составит 6 245,14 руб., на десять дней — 1 124,12 руб.

Однако, по словам депутата Романова, за первую неделю марта к нему обратились несколько десятков петербуржцев с жалобами на страховые компании, которые «короткое» ОСАГО в продажу не запустили. «Горожане, получив возможность снижения текущих затрат на ОСАГО, стали требовать предоставления положенных им по закону услуг, ведь чем короче срок действия полиса, тем ниже его цена. Однако, по словам заявителей, сотрудники страховых компаний предлагали клиентам либо подождать «неопределенное» время, пока система не будет перестроена, либо вновь купить полис сроком не менее трех месяцев», — говорится в запросе Романова.

По его данным, многие автомобилисты были вынуждены приобрести обычный ОСАГО, так как действие прежних полисов истекало, а перерыв в пользовании машиной был невозможен. Парламентарий отметил, что считает отказ в продаже краткосрочных ОСАГО попыткой страховщиков уклониться от обязанности продавать более дешевые полисы.

«Не особенно популярна»

РБК Петербург направил запросы в некоторые крупные страховые компании. Вице-президент по автострахованию «Ренессанс страхование» Сергей Демидов сообщил, что они осуществляют оформление краткосрочных полисов ОСАГО и «с какими-то проблемами не сталкивались». «Пока ещё не все знают про эту опцию, и она не особенно популярна, спрос небольшой, в Петербурге у нас оформили 3 договора. По России — существенно больше», — рассказал Демидов.

Владимир Храбрых, директор филиала «Ингосстраха» в Санкт-Петербурге, также отметил, что «никаких проблем с заключением краткосрочных полисов ОСАГО нет». «Через сайт компании без проблем можно заключить договор, который начинает действовать через 4 дня. Это соответствует требованиям пункта 3.1 статьи 10 Закона «Об ОСАГО», согласно которой договор может начинаться не ранее, чем спустя три дня после дня его заключения, — добавил он.

Вице-президент «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов также заявил, что вся необходимая инфраструктура для продажи краткосрочных ОСАГО работает, однако, по его словам, «такая услуга не очень востребована». «На сегодня в компании оформлено 58 краткосрочных договоров (из общего объема 109 тыс. полисов ОСАГО, оформленных со 2 по 10 марта). И страхователи, и страховщики понимают, что такое страхование дорого и невыгодно, а, кроме того, всегда будут те, кто забудет продлить свой короткий полис и останется без защиты», — отметил эксперт.

«Выдуманная проблема»

О том, что такие полисы большим спросом не пользуются, говорят и другие эксперты. Учитывая действующие тарифы, многие автомобилисты считают покупку краткосрочной страховки невыгодной сделкой. Кроме того, как отмечает председатель «Всероссийского общества автомобилистов» Валерий Солдунов, необходимость такого полиса возникает в очень редких ситуациях, поэтому жалобы на невозможность приобретения «короткой» страховки он считает «выдуманной проблемой».

«Учитывая возможность регистрировать авто в ГАИ в любой точке страны, нет нужды в транзитном или временном полисе. Система у страховых компаний действительно еще не адаптирована под новый вид полиса, но все равно, это останется редко востребованным продуктом. Стоимость такого полиса почти равна 3 месяцам [обычного ОСАГО], а нужен он в редких случаях», — заключает эксперт.

«Распиаренная мера»

Со скепсисом к покупке краткосрочных ОСАГО отнеслись и участники таксомоторной отрасли. Изначально предполагалось, что «короткие» страховки будут востребованы у таксистов, которые работают нерегулярно и не хотят покупать годовой ОСАГО для такси, стоимость которого сейчас варьируется от 80 до 110 тыс. руб. Однако, как отмечает представитель Общественного Совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Белов, краткосрочное ОСАГО оказались невыгодными для водителей такси.

«Это изначально было мертворожденное дитя — абсолютно ненужная мера, которую распиарили страховые компании под предлогом помощи таксистам, пострадавшим от новых положений 580-ФЗ. На самом деле, этот продукт не нужен и не выгоден таксомоторной отрасли по той простой причине, что он стоит в полтора-два раза дороже, чем обычный ОСАГО. Если умножить стоимость одного дня краткосрочного полиса на год, то получается, что вы покупаете два обычных ОСАГО. Непонятно, для кого это сделано, потому что в такси не работают один или три дня — если человек приходит в такси, то он приходит на полгода-год», — подчеркивает эксперт. Согласно данным Белова, ранее страховщики объясняли повышение цен на ОСАГО для такси убытками из-за роста числа ДТП с участием перевозчиков. Но, по его словам, за последний год количество ДТП с участием такси сократилось, что «не пошло на пользу» страховым компаниям.

«Сейчас, чтобы вернуть упущенную выгоду, страховщики внедрили краткосрочный ОСАГО», — считает эксперт. По его информации, за первые недели марта жалоб на невозможность приобрести краткосрочную страховку от водителей такси не поступало.

Повтор публикации от 11.03.2024

Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
Какие товары станут хитами на маркетплейсах в 2025 году
Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
Природа лишнего веса: кто виноват в цифрах на весах
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg