Санкт-Петербург и область, 16 апр 2020, 10:29

Доставкой продуктов в Петербурге займутся туроператоры и кинотеатры

Читать в полной версии
Фото: Сергей Куликов/Интерпресс

Пример сервисов доставки, которые в период всеобщей изоляции показывают кратный рост, вдохновляет выйти на этот рынок компании из наиболее пострадавших от кризиса отраслей — сферы туризма, такси и даже кинопроката. Однако повышенный спрос на эту услугу скорее всего будет кратковременным, предупреждают участники рынка, поэтому финансовые и временные затраты, которые потребуются для запуска нового направления, могут не оправдаться.

На той же платформе

Через полторы недели петербургская компания «Слетать.ру» (система поиска и онлайн-бронирования туров) планирует запустить свою службу доставки продуктов из супермаркетов foodagent. Из-за пандемии новых заказов у компании нет, поскольку все туроператоры до 30 апреля аннулировали заявки, пояснил генеральный директор «Слетать.ру» Евгений Данилович на онлайн-встрече Bestbreakfast, организованной ГК «БестЪ». На восстановление бизнеса раньше конца года Евгений Данилович не рассчитывает, что подтолкнуло его к поиску новых источников дохода.

Решение о выходе на рынок доставки он принял, видя, что участники этого рынка не справляются с высоким спросом, а у «Слетать.ру» есть мощности для работы в новой нише. «По сути, платформа, онлайн-витрина уже есть, потому что сервис «Слетать.ру» объединяет базу из более 3 тыс. сотрудников туристических агентств по всей стране. Есть и колл-центр, своя служба поддержки. Благодаря этому инвестиции в проект относительно небольшие, не сотни миллионов рублей», — отметил Данилович.

По его словам, на днях компания планирует подписать договор о сотрудничестве с «Лентой» и Metro, чтобы выгружать их ассортимент на своем сайте. На первом этапе будет осуществляться доставка из 15 магазинов. Партнерами «Слетать.ру» выступят службы такси, которые сейчас тоже столкнулись с падением спроса. Они возьмут на себя доставку товара. «Срок доставки, на который мы ориентируемся — день-в-день, но как будет на практике пока сказать сложно, как и прогнозировать количество заказов. Мощности «Слетать.ру» позволяли обслуживать 370 тыс. туристов в год», — говорит Данилович.

Имеющиеся мощности и клиентскую базу используют для выхода на новый рынок и компании «Таксовичкоф» и «Грузовичкоф», которые на базе своих автопарков запустили сервис по доставке продуктов питания и медикаментов из магазинов и аптек. Клиент может продиктовать список покупок диспетчеру «Грузовичкова» или прописать его в разделе «комментарии к заказу» в приложении «Таксовичкова». Заказ попадает сразу в работу и в зависимости от удаленности может занять 20-40 минут. Стоимость услуги складывается из оплаты такси и 100 руб. за доставку до двери. Новая опция курьерской доставки доступна в приложении каждого водителя «Таксовичкоф» и «Грузовичкоф».

Чтобы не простаивал персонал

Появившуюся нишу пытаются освоить и игроки из других сегментов. Например, «Василеостровский рынок» возит продукты питания и готовые блюда с собственной гриль-станции, рассказала директор по развитию «Василеостровского рынка» Ольга Никифорова. По ее словам, проект реализуется силами операционной команды рынка, что позволяет занять сотрудников в период карантина. На доставке работают три автомобиля, срок исполнения заказа — один день, а в ближайших районах — два часа. Одновременно компания разрабатывает интернет-магазин.

Компенсировать расходы на простаивающий персонал за счет услуг по доставке продуктов пытается также одна из крупнейших киносетей России «Мираж Синема». «Оборот от доставки скромный и не может идти ни в какое сравнение с оборотом функционирующего кинотеатра, тем более что «Мираж Синема» традиционно занимает лидирующие позиции по выручке HoReCa на один билет. Но для рентабельной работы нам достаточно 20 заказов в день на одну точку», — говорит руководитель департамента управления кинокомплексами Кристина Кандакова. Если число заказов в сутки будет больше 20, в крупных городах компания «Мираж Синема» готова открывать по 2-3 кухни, добавила Кандакова.

Она подчеркнула, что в первую очередь проект по доставке рассчитан на некрупные города СЗФО, где конкуренция в этом сегменте невысока. Следующий шаг — развитие в других нестоличных городах, а затем уже Петербурге и Москве, где сейчас происходит бурное развитие и распределение долей между ведущими участниками рынка доставки готовой еды.

Временное явление

Пока ситуация на рынке доставки продуктов питания и других товаров благоприятствует выходу новых игроков, поскольку этот сегмент растет колоссальными темпами. Как сообщил «СберМаркет», за последний месяц число заказов его клиентов выросло вдвое: с 5 тыс. заказов в день в середине марта до 10 тыс. — сейчас. iGooods сообщал о многократном росте спроса на свои услуги на фоне распространения коронавируса. В такой ситуации переход в сегмент FoodTech является логичным шагом для компаний, которые уже имеют наработанную клиентскую базу и платформу для продаж через интернет, полагает сооснователь iGooods Григорий Кунис.

Однако непрофильным игрокам делать серьезную ставку на новую нишу не стоит, предупреждает он. «Сейчас аудитория подогрета: спрос на доставку продуктов увеличился в 10-20 раз. С другой стороны, время для выхода на рынок не самое удачное: через несколько недель люди начнут уезжать на дачи (неплохой вариант самоизоляции), и у сервисов доставки упадет количество заказов. Этот спад чувствуют даже крупные сервисы с большой аудиторией», — пояснил Григорий Кунис.

Ранее генеральный директор INFOLine Иван Федяков отмечал, что, несмотря на рост числа онлайн-заказов (за март прирост составил 36%), на интернет-продажи в сегменте продовольственных товаров пока приходится мизерный объем — только 3% от общего объема реализации. К тому же продовольственный рынок будет сжиматься, полагает эксперт. По его словам, об ожидаемом сокращении оборота из-за падения покупательского спроса сообщили в ходе исследования 40% компаний-поставщиков. Еще 35% респондентов планируют сокращения персонала в ближайшие 3 месяца.

Чтобы закрепиться в сегменте FoodTech, новым игрокам потребуются значительные денежные и временные затраты, уверен Григорий Кунис. «Чтобы сразу выйти на хороший уровень обслуживания, таким компаниям придется инвестировать большие деньги: на проработку IT-базы, пошив формы, изготовление боксов для временного хранения продукции, покупку планшетов для принятия заказов. Кроме того, важно договорится о сотрудничестве с сетями, набрать или переобучить персонал, на что может уйти не одна неделя», — говорит он.

Наконец, на новые сервисы сейчас ложится большая ответственность: некоторые из клиентов воспользуются такой услугой впервые, так что важно сразу предложить им качественное обслуживание, резюмирует Григорий Кунис.

Справка

Оборот розничной торговли в январе-феврале 2020 года вырос в Петербурге на 5,8%, до 233,7 млрд руб., подсчитали специалисты Петростат.

Pro
Необычный способ закрыть вакансии. Нанимаем людей с долгами
Pro
Облик брендов: почему МТС отказалась от яйца, а Apple перекрашивал яблоко
Pro
Кто в IT может получать €5 тыс. в месяц, а кто не найдет работу
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
Как лидеру будущего адаптироваться к вызовам рынка: 10 главных навыков
Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
Почему так сложно зарегистрировать «советский» бренд в Роспатенте