В Петербурге опасаются скачкообразного роста цен на бензин
В начале текущей недели на Петербургской международной товарно-сырьевой бирже резко ускорился рост цен на бензин. Антикризисные меры, ранее введенные федеральным правительством, не помогают, констатируют в Нефтяном клубе Санкт-Петербурга.
Рекордный скачок
Тонна Аи-92 за 14-15 мая подорожала почти на 6%, до 49 тыс. руб., тонна Аи-95 — примерно на 5%, до 51 тыс. руб, сообщает «Фонтанка». Цены на бензин росли с середины апреля, однако скачок цен с 14 по 15 мая оказался рекордным с начала года. Сегодня, 16 мая, биржа отыграла 0,86% по Аи-92, он стоит 48,7 тыс. руб за тонну, и 1,4% по Аи-95, 49,9 тыс. руб. за тонну.
Колебания цен происходили на фоне переговоров между правительством и нефтяными компаниями, требующими льготы в обмен на сдерживание розничных цен, указывает «Фонтанка». При этом в конце апреля появилась информация о начале действия демпфирующего механизма — по замыслу, он должен был помочь нефтяникам вернуть почти 0,5 трлн руб. в качестве компенсации.
«Кто-то должен это сказать»
Ситуация может развиваться в двух плоскостях, ожидает Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга: «В первом варианте правительство примет меры по снижению оптовых цен, динамика которых, действительно, уже напоминает прошлогоднюю». Во втором варианте вся нагрузка ляжет на розницу и вызовет повышение цен на топливо на АЗС, добавляет он.
«Ситуация критическая — мы видим повторение прошлого года, розница рискует опять уйти в минус. Вчера проблему уже рассматривал ФАС, сегодня должна состояться встреча правительства и Комитета по энергетике. Затем у вице-премьера Дмитрия Козака уже будет принято решение», — говорит Олег Ашихмин.
Он также говорит, что антикризисная мера — введение демпфирующего механизма — не помогла: «Это нерабочая мера, но кто-то в правительстве должен это сказать, констатировать».
Остался месяц
Пока рост оптовых цен не будет прямо влиять на розничные — соглашение между правительством и крупными нефтяными компаниями продлено до 1 июня. Но ситуация накаляется — и в течение месяца вполне вероятен сценарий потери контроля над розничными ценами со скачкообразным ростом в пределах 10%, считают в Независимом топливном союзе.
«Поддержание крупными нефтяными компания разницы между экспортной альтернативой и внутренними ценами на уровне 20 тыс. руб. за тонну было элементом торга, в котором ВИНКи пытались добиться урезания обязательных объемов к реализации моторного топлива на внутреннем рынке и увеличить компенсацию со стороны государства. Им удалось убрать требование к увеличению на 3% объемов обязательных поставок по отношению к показателям прошлого года, но увеличить компенсацию до сих пор не удается», — отметил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.
По его словам, Минфин жестко сопротивляется. Тем не менее, переработка была загнана в минус, что привело к фактическому остановке крупнейшего независимого Антипинского НПЗ, а в предбанкротном состоянии находятся еще 14 независимых НПЗ. «Теперь пришла очередь независимых АЗС. Так что готовимся к новому витку кризиса и дальнейшей борьбе за выживание», — говорит он. По его мнению, остается буквально месяц для принятия срочных оперативных мер, затем ситуация на топливном рынке может выйти из-под контроля, что чревато социально-экономическими потрясениями для граждан России.
Вырвать розницу из тисков
Независимый топливный союз предлагает ради выхода из надвигающегося кризиса отказаться от демпфирующего механизма в пользу снижения акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо не менее, чем на 50%. Кроме того, предлагает установить плавающий коридор оптово-розничной маржинальности, значение которого напрямую зависит от биржевых индикаторов и обеспечивает маржинальность розницы на уровне не менее 15%.
Также в Независимом топливном союзе считают, что нужна системная реформа нефтегазовой отрасли, которая будет включать в себя либерализацию розничных цен, привязанную к биржевым индексам, кратное увеличение обязательных нормативов поставки нефтепродуктов, произведенных на территории России, на АО «СПбМТСБ», а также отмену акцизов на моторное топливо или кратное их снижение. Эти меры позволят вырвать нефтепереработку и розницу из регуляторных тисков, а также обеспечить приемлемую маржинальность всем хозяйствующим субъектам, ожидают в союзе.