Фармкомпания вложила 2 млрд в производство лекарств и БАДов в Петербурге
Петербургская фармкомпания Solopharm открыла новые очереди завода жидких лекарственных форм и производства БАДов на своей промышленной площадке в Петербурге. Совокупные инвестиции в два проекта составили более 2 млрд руб., рассказал РБК Петербург основатель и генеральный директор компании Олег Жеребцов. Новые мощности рассчитаны на массовый выпуск, в десятки миллионов штук препаратов в год, который позволит Solopharm ежегодно расти на 35-40%, говорят в компании.
Финальная точка
Четвертая очередь завода жидких лекарственных форм была введена в эксплуатацию в апреле «и стала финальной точкой в почти десятилетнем расширении этого предприятия», рассказал Олег Жеребцов. Инвестиции в эту очередь составили 1,5 млрд руб.; на ней установлены 5 новых линий. По словам Жеребцова, это самая производительная и автоматизированная из всех очередей завода, которая позволит компании выпускать 60 млн упаковок препаратов в год: офтальмологических, урологических, неврологических, ЛОР- и других лекарств. В основном речь идет о препаратах массового спроса, которые занимают существенные доли на рынке. «Например, спрей для горла «Ангидак» занял 44% на рынке России, сравнявшись по доле с «Тантум Верде». Продажи «Ангидак» составляют 1,5 млрд рублей в год. Под этот и еще 37 препаратов, которые стали брендами, мы и создали дополнительные мощности; такие инвестиции дают хорошо прогнозируемый рыночный эффект», — пояснил Олег Жеребцов.
По его словам, для строительства очереди компания использовала площади существующего завода, «которые были заняты не до конца профильными операциями». «Но теперь в здании действующего завода нет ни одного лишнего квадратного метра. Чтобы дальше расширяться в сегменте жидких стерильных лекарств, нам нужно думать о строительстве нового завода — это возможно в горизонте 2-4 лет. На ближайшие 2 года, при сохранении ежегодного темпа роста производства в 35-40%, нам хватит построенных мощностей», — отметил руководитель Solopharm.
БАДы нового поколения
Параллельно Solopharm завершил строительство второй очереди завода БАДов, расположенного на том же промышленном участке в Петербурге, принадлежащем компании. Первая очередь была введена в эксплуатацию летом 2022 года, «и мы тут же начали проектировать вторую», рассказал Жеребцов. Инвестиции во вторую очередь составили 640 млн руб.; она позволяет выпускать около 105 млн капсул в год, а также БАДы в форме стиков. С введением этой очереди Solopharm выходит в новый для себя сегмент липосомальных БАДов.
«Липосомальные — проникающие через мембрану клетки — БАДы считаются следующим поколением биологически активных добавок; они более сложные, более проницаемы и биологически доступны, — поясняет гендиректор Solopharm. — В России их практически не производят. Такие БАДы импортировались в Россию, но сейчас их поставки затруднены, а это востребованная людьми продукция».
Объем российского рынка липосомальных БАДов Solopharm оценивает в 5-7 млрд руб. в год, а «мы традиционно целимся в четверть рынка», говорит Олег Жеребцов. Объем рынка всех БАДов в России оценивается в 70 млрд руб. Рост этого рынка усилился в период пандемии и не прекращался после начала СВО.
Ажиотаж после iHerb
По словам Николая Беспалова, директора по развитию аналитической компании RNC Pharma, в сегмент БАДов сейчас устремились многие игроки, от производителей до маркетплейсов широкого профиля — эта ниша выглядит привлекательно после ухода из России iHerb, и в ней становится тесно. Причем, технологические особенности, в том числе, улучшение свойств БАДа, здесь играют гораздо меньшую роль, чем мощное продвижение и система продаж. С другой стороны, «в этой нише ещё есть возможность для роста и развития, так что Solopharm вполне может попробовать», считает Беспалов. В пользу успеха этой попытки говорит «колоссальный опыт компании в выведении новых продуктов на рынок, в том числе, в смежных с лекарственными препаратами областях — таких как растворы на основе морской воды для промывания носа», отмечает эксперт.
Что касается российского рынка жидких лекарственных форм, то на нем, по оценкам RNC Pharma, Solopharm является одним из лидеров, и наращивание современных производственных мощностей важно для расширения его рыночных позиций, говорит Николай Беспалов: «задействуя современные технические решения, компания серьезно повышает производительность и сокращает издержки, а это позволяет эффективно конкурировать по цене с аналогичными продуктами». Говоря об упомянутом Жеребцовым «Ангидаке», Николай Беспалов оценивает, что пока он уступает в доле рынка «Тантум Верде», но «это уверенное второе место, которого непросто было достичь», — отмечает эксперт.
В целом, по итогам 1 квартала 2023 г. фиксируется спад как денежного, так и натурального объема производства лекарственных препаратов в России, что связано с высокой базой прошлого года, говорится в отчете RNC Pharma. Возобновления роста фармпрома в России аналитики ждут не раньше, чем по итогам второго полугодия.
Solopharm получил в 2022 году выручку в 23 млрд руб. Первый квартал текущего года компания, по словам Жеребцова, завершила с превышением запланированного бюджета.
Справка
По данным информационной системы «СПРАК», ООО «Гротекс» (юрлицо Solopharm) принадлежит компании Nelovia LTD, зарегистрированной на Кипре. Выручка компании в 2022 году составила 23 млрд руб., в 2021 году — 18,4 млрд руб., в 2020 году — 12,6 млрд руб. Solopharm была основана Олегом Жеребцовым в 2010 году, а в 2013 году компания достроила в Петербурге собственный завод по производству жидких стерильных препаратов. Фармкомпания выпускает широкий спектр госпитальных растворов, препаратов для инъекций, офтальмологические, назальные и ушные капли и спреи; а с 2022 года — также таблетки и капсулы для кардиологии, пульмонологии, неврологии, ревматологии, гастроэнтерологии. Кроме того, компания наладила производство БАДов и косметологических препаратов; в процессе разработки — биотехнологические препараты.