Санкт-Петербург и область, 16 июн 2021, 14:42

В Петербурге предпринимательницу 14 лет преследуют по отмененной статье

Читать в полной версии
Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

В среду, 16 июня, Ленинградский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы по скандальному уголовному делу предпринимательницы Ольги Захаровой. Это дело было возбуждено 14 лет назад, а издержки по нему уже превысили 200 млн рублей. В защиту Захаровой активно выступает петербургский бизнес-омбусдмен Александр Абросимов, настаивающий на отсутствии состава преступления.

Груз задержан

Уголовное дело в отношении генерального директора ООО «Анри центр» Ольги Захаровой было возбуждено в 2007 году за контрабанду сырой нефти (ст.188 УК РФ была декриминализирована в 2011 году). По версии следствия, «Анри центр» отправил 158 вагонов нефтепродуктов, принадлежащих компании «Тэк-Миал», на завод Neste Oil в Финляндию. Вагоны были задержаны на таможне. Там заявили, что в цистернах содержится не композитное жидкое топливо, как было указано в декларации, а сырая нефть.

На главу «Анри центра» завели дело о контрабанде, компанию обвинили в неуплате таможенных платежей на 36 млн рублей. Расследованием занялась следственная служба ФСБ.

Когда спустя год следствие провело экспертизу содержимого цистерн, выяснилось, что сырой нефти там действительно нет. Несмотря на это, Ольге Захаровой предъявили обвинение, но с другой формулировкой — ее обвинили в контрабанде не сырой нефти, а «стратегически важного ресурса» — «смеси нефтепродуктов» с недостоверным декларированием. Следствие настаивало на том, что компания задекларировала не тот код товара по номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД РФ) и уклонилась от уплаты налогов.

Незабытая статья

Расследование уголовного дела продолжалось 8 лет. В 2014 году оно поступило в Выборгский суд, где с ним работали еще 7 лет. Согласно апелляционным материалам (есть в распоряжении РБК Петербург), суд принял в качестве доказательства вины подсудимой одну из множества экспертиз, проведенных в рамках расследования. При этом большинство других экспертиз, в том числе Института химии нефти, ВНИИ по переработке нефти и ФГУП «25 ГосНИИ по химмотологии Минобороны РФ», суд проигнорировал, хотя они показали, что образцы товара соответствуют заявленным в декларации сведениям и коду ТН ВЭД. Более того, принятый судом отчет об экспертизе — по решению арбитража был признан несоответствующим требованиям федерального законодательства.

В конце 2020 года по статье 188 УК РФ, утратившей силу еще в 2011 году, Ольге Захаровой вынесли обвинительный приговор. Суд постановил конфисковать топливо в пользу государства, а предпринимательницу — выплатить процессуальные издержки в размере 200 млн рублей. Все время, пока шли судебные разбирательства, задержанные цистерны с топливом находились на таможне (их хранение обошлось в 200 млн рублей). При этом ни судебная практика (с 2011 года были прекращены множество подобных уголовных дел в связи с декриминализацией ст. 188 УК РФ, в частности, громкое дело ювелирного холдинга «Алтын» о контрабанде золота), ни содействие депутатов Госдумы, ни проведенные экспертизы, ни защита бизнес-омбудсмена не смогли изменить позицию обвинения и суда общей юрисдикции.

Стратегический ресурс

Защита решила обжаловать приговор, потребовав также разъяснений по формулировке «стратегически важный ресурс». Дело в том, что в 188 ст. УК РФ такого определения нет, соответствующий перечень появился в российском законодательстве только в 2012 году — к тому моменту 188 ст. УК РФ была декриминализована.

К тому же, согласно ответу Минэкономразвития РФ на запрос УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти, тот самый состав нефтепродуктов — «газовый конденсат природный» — не является стратегическим минеральным сырьем (распоряжение правительства РФ № 50 «О перечне основных видов стратегического минерального сырья», на который в обвинительном заключении ссылается судья Выборгского городского суда, содержит лишь нефть и природный газ).

«Утяжелить» статью

Как выяснил РБК Петербург, Ленинградская областная прокуратура также недовольна вынесенным приговором. Однако ведомство настаивает на ужесточении наказания, считая, что Ольга Захарова действовала в сговоре с основателем «Анри центра» Вячеславом Горбатиковым и экспертом АНО «Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов» Эдуардом Мохнаткиным. Последний стал обвиняемым по этому делу, так как в 2005 году выдал «Анри центру» сертификат на серийное производство задержанных на границе нефтепродуктов.

Таким образом, прокуратура просит судить обвиняемых по более «тяжелой» — четвертой части ст. 188 УК РФ (той самой, которая декриминализирована 10 лет назад), и назначить Захаровой и Мохнаткину максимальное наказание — 12 лет заключения. Горбатикова уже нет в живых, а Мохнаткин был вынужден закрыть свою организацию в 2012 году по решению суда. Накануне очередного судебного разбирательства у 83-летнего Эдуарда Мохнаткина случился инфаркт, в связи с чем заседание отложили до 13 июля.

РБК Петербург направил направил запрос в прокуратуру с просьбой разъяснить позицию ведомства.

Без иллюзий

Ольга Захарова рассказала РБК Петербург, что «не испытывает иллюзий» и не надеется на оправдательный приговор: «Я уже 14 лет нахожусь на подписке о невыезде, лишена нормальной жизни. Бизнеса как такового уже давно нет. О чем говорить, если по статье, декриминализированной еще в 2011 году, меня отправили в СИЗО в 2020-м. Самое печальное, что единственный участник (владелец) ООО «Анри центр» Вячеслав Горбатиков, обвиняемый и впоследствии подсудимый по этому уголовному делу, скончался в 2019 году в возрасте 59 лет».

Отметим, что параллельно с уголовным делом Ольга Захарова выиграла все инстанции Арбитражного суда. Руководство «Анри Центр», не согласившись с предъявленными обвинениями по факту уклонения от уплаты таможенных платежей, само подало исковые заявления в арбитраж. За 14 лет компания прошла более 300 судебных заседаний, в том числе в Высшем арбитражном суде и Верховном суде РФ, где доказано отсутствие состава преступления со стороны компании и правильность декларирования экспортируемого товара, уточнили РБК Петербург в пресс-службе бизнес-омбудсмена.

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple