«Альтернатив пока нет»: ЕС закрыл ещё один рынок для России
9 июля вступили в силу санкции Евросоюза, запрещающие импорт древесных пеллет (гранулы, которые используются в качестве топлива для производства электроэнергии и тепла) из России. Поскольку 95% производимых в России пеллет обычно идет на экспорт, запрет нанес серьезный удар российским производителям, в том числе, работающим на Северо-Западе, в частности, в Ленобласти. Насколько пострадают производства, и чем ответят на запрет — в материале РБК Петербург.
Отрасль на грани
По данным Союза участников пеллетного рынка, ежегодно в России производится около 3 млн тонн древесных пеллет. В Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) производится около 20% общероссийского объема. Порядка 95% произведенного продукта обычно экспортируется, из них 90% — в Европу. Высокий спрос европейцев на российские пеллеты в союзе объясняют ориентацией на «зеленую экономику».
Пеллеты — один из самых экологичных видов топлива, к тому же, с минимальным коэффициентом пожароопасности. До появления технологи производства пеллет отходы от деревоперерабатыващей промышленности в основном выбрасывались, что пагубно сказывалось на экологии.
«Европейские страны нацелены на увеличение объемов древесной пеллеты с целью переработки отходов лесопромышленного комплекса (ЛПК) и снижению карбонового следа, — говорит директор Союза участников пеллетного рынка Андрей Тихомиров. — В результате блока поставок из России, к отопительному сезону в ЕС конечный потребитель может столкнуться с дефицитом, а цены на пеллету будут составлять приличную сумму в бюджете домохозяйства». Цены в Европе уже начали серьезно расти. Так, если раньше 15-килограммовый мешок пеллет в магазине в Финляндии стоил 2 евро, то сейчас его продают уже за 5 евро.
Российские производители пытаются найти способы компенсировать потери от экспорта. «Мы пытаемся как-то повлиять на санкции, ведём переговоры, но пока послаблений не видим, — говорит Андрей Тихомиров. — Ведем переговоры со странами Ближнего Востока, Турции. Недавно общались с сербами, но пока не проходим по цене. С Азией пытаемся вести диалог, проводили встречу с производителями пеллет и торгпредством РФ в Японии и Южной Корее. Думаем над разработкой новых логистических решений».
«Последней страной со значительным по объему потреблением пеллет, не вводившей запрет на импорт российской продукции, остается Южная Корея. Однако, при текущей стоимости логистики, курсе доллара и ценах на пеллеты в Корее эта опция для производителей из СЗФО является убыточной. Конечно, присутствует некоторое потребление пеллет в странах не вводивших санкций против РФ, таких как Турция или Сербия. Но это сильно недостаточно, чтобы потребить весь объем пеллет, производимых на Северо-Западе РФ. И если не появятся «серые» каналы доставки пеллет в ЕС, то многим российским производителям придется свернуть свое производство» — утверждает Александр Афанасьев, управляющий директор компании Peltrade, работающей также в СЗФО.
Нет культуры и стимулов
Нарастить потребление пеллет в России очень трудно, утверждает Андрей Тихомиров: «Для широкого использования пеллет нужна соответствующая потребительская культура и отчетливая ориентация страны на «зеленую экономику». В России нет ни первого, ни второго». Впрочем, эксперт признает крайне важную, если не решающую, роль дешевых для российских потребителей углеводородных энергоносителей, цены на которые значительно (иногда в разы) ниже, чем на «зеленое» топливо, в том числе на древесные пеллеты.
В результате, по данным Андрея Тихомирова, в России ежегодно потребляется лишь 150-300 тыс. тонн пеллет (из них в СЗФО — 30-60 тыс. тонн), что составляет 5-8% от общего объема производства. Причем, у нас основные (по объему) потребители пеллет — мелкие частные домохозяйства, в то время как в Европе они служат топливом также на электростанциях и котельных (мелких и средних) и даже на некоторых промышленных предприятиях. Например, их использует для отопления цехов завод Kronospan в Польше.
Кто может помочь?
Для стимулирования внутрироссийского потребления нужны, как в Европе, субсидии для частных потребителей, мотивирующие покупать и использовать пеллету, считает Андрей Тихомиров. «Пеллеты — это альтернатива дровам и углю. Для отопления пеллетами нужен пеллетный котел. В Европе была активная информационная компания на эту тему, во Франции снизили НДС при покупке печей и котлов, работающих на пеллетах, с 19,4% до 5,5%, плюс жителям возвращают до 50% налогов на стоимость услуг по установке. В Германии дают субсидии до 2 тысяч евро на установку таких печей в частных домах. В России также возможно это сделать, ведь людей, которые следуют экотрендам, становится все больше. Мы знаем, что сейчас ведется работа по внедрению потребления пеллет в муниципальных котельных», — говорит он.
«Насколько мне известно, по инициативе Союза участников пеллетного рынка в правительстве РФ прорабатывается программа субсидирования потребителей пеллет в России, что, несомненно, в будущем приведет к увеличению потребления внутри страны», — добавляет Александр Афанасьев.
По его словам, пока государство стимулирует в основном производство, причем, «не пряником, а кнутом». «Лучшим примером является Иркутская область, где большинство деревообработчиков под угрозой закрытия лесопильных предприятий в случае отказа утилизировать собственные древесные отходы, были вынуждены построить пеллетные заводы. Это привело к значительному росту производства пеллет в течении всего двух-трех лет. Однако, большая часть этого продукта до недавнего времени уходила на экспорт в Европу», — говорит Александр Афанасьев.
Одним из решающих шагов для увеличения внутреннего потребления в Союзе называют запуск хотя бы двух крупных теплоэлектростанций на пеллетах — одной на востоке страны, другой — на западе. «Это позволит разом задействовать до 80% объема производимой пеллеты, — утверждает Андрей Тихомиров. — Это сбалансирует рынок, обезопасит его от мировой коньюнктуры».
Запреты меняют отрасль
Введение с 1 января 2022 года фактического запрета (установления запретительных пошлин), как утверждают эксперты, на экспорт круглого леса и почти любых досок не увеличило сырьевую базу производства пеллет. «Сырья для нас стало даже меньше, поскольку лесозаготовки сократились — и отходов для производства пеллет образуется меньше», — утверждает директор по развитию Союза участников пеллетного рынка Елена Лавриненко.
Нынешние антироссийские санкции повлияли не только на экспорт, но и на само производство. «В настоящий момент есть сложности с закупкой запчастей для пеллетного производства: пресс-грануляторов, матриц и роликов. Их в РФ не производят. Альтернативное решение пока не найдено», — говорит Елена Лавриненко.
Поскольку европейская сертификация отозвана, в ближайшее время планируется создать отечественную систему сертификации ЭКО+, сообщили в Союзе. Ожидается, что новая система сертификации позволит отечественным производителям развиваться в текущих условиях. В объединении рассчитывают, что сертификационный орган будет предпринимать усилия по признанию отечественного сертификата на зарубежных рынках.
Рынок пеллет в цифрах:
По данным Союза участников пеллетного рынка, производством древесных пеллет в России занимается порядка 600 компаний, в которых работает более 6 тыс. сотрудников.
Основные производители пеллет в СЗФО: компании «Холбит», «Вологодские лесопромышленники», УЛК, Hasslacher, MM Holz Ефимовский, «Регион-лес», «Череповецлес», «Лесплитинвест», «Лесозавод25» (входит в группу«Титан»), «Сокольский ДОК» (входит в «Сегежа Групп»).
ТОП-5 регионов по объему экспорта пеллет:
- Архангельская область
- Иркутская область
- Красноярский край
- Хабаровский край
- Ленинградская область
Основные страны-экспортеры пеллет 2020-2021 годах:
- США
- Канада
- Россия
- Дания
- Германия
Доля России на мировом рынке пеллет — около 5%. На рынке Евросоюза — порядка 10%.
Повтор публикации от 11.07.2022