В центре Петербурга внезапно начали снос исторического здания
Петербургские градозащитники сообщили о начале сноса дворовых флигелей объекта культурного наследия регионального здания «Особняк Е. П. Салтыковой» на Большой Морской улице, 51. Как пояснила градозащитница Анна Капитонова, разборку дворовой части здания ведут вручную, двор замкнут, поэтому заснять работы удалось только с помощью техники. Напомним, что два года назад городские власти передали особняк для реконструкции под гостиницу.
Снос ведется незаконно?
Особняк на Большой Морской, 51 (арх. Пономарев, Боссе) был построен в 1845 году для княгини Елизаветы Салтыковой, урожденной графини Строгановой. «Её знаменитый портрет кисти Карла Брюллова, хранящийся в Русском музее, предположительно написан в его интерьерах. Согласно историческим данным, в западном флигеле (большая часть которого сейчас снесена) находились личные покои княгини, в северном флигеле — комнаты её сына Николая», — рассказала Анна Капитонова.
Градозащитники считают, что снос ведется незаконно. В 2017 году Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) согласовал разборку флигелей, а также «демонтаж внутренних капитальных аварийных конструкций и наружных аварийных стен с последующей заменой по существующему положению». Но, по данным активистов, это распоряжение уже утратило силу по истечении сроков. «Новой разрешительной документации нам обнаружить не удаётся. Мы полагаем, что снос ведётся незаконно», — пишет Telegram-канал «SOS СПб СНОС».
В пресс-службе КГИОП сообщили РБК Петербург, что в марте 2022 года комитетом были выданы разрешения на проведение работ по сохранению объекта (особняка Салтыковой) и на строительство. «Проектной документацией предусмотрены ремонт и реставрация лицевого флигеля, в том числе парадных помещений, разборка трех дворовых флигелей в связи с их аварийным состоянием с последующим восстановлением без изменения высотных отметок коньков крыш, а также устройство подземной парковки», — уточнили в ведомстве. Предусмотренные конструктивные и инженерные решения не оказывают влияния на предмет охраны здания-памятника, подчеркивают в комитете.
«Отель высшей категории»
Кто ведет работы на объекте, пока не ясно. В июне 2020 года в городском Комитете по инвестициям сообщили о заключении соглашения с ООО «Северная земельная компания» (СЗК) о приспособлении под современное использование в качестве гостиницы Дома Салтыковой. Планируемый объем инвестиций в проект составит около 950 млн руб., объем отчислений в бюджет Петербурга — более 63 млн рублей. В планах инвестора в течение четырех лет провести на историческом объекте реставрационные работы и создать гостиницу высшей категории на 44 номера. Концепцию реконструкции разработало архитектурное бюро «Студия 44» под руководством Никиты Явейна.
По данным РБК Компании, учредителями ООО «Северная земельная компания» являются Euroactive limited (99.9%) и Transgate limited (0,1%), обе компании зарегистрированы на Кипре. По итогам 2021 году СЗК показала убыток в 6,9 млн. руб. Генеральным директором СЗК является Антон Плютов, он занимает аналогичную должность в ООО «Монолит» (основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий). Собственник «Монолита» Игорь Батанов был основателем СЗК в 2012 году. Позже компания несколько раз меняла владельцев, до перевода в офшор в 2019 году собственником СЗК был Виктор Тырышкин, президент ООО «Корпорация ВИТ».
Оперативно получить комментарий СЗК не удалось — по контактным телефонам компании отвечают, что «фирма не имеет к ним отношения».
Не уложились в сроки
Стоит отметить, что первая попытка инвесторов реконструировать этот особняк успехом не увенчалась. В 2007 году городские власти передали здание ООО «А-2» для реконструкции под бизнес-центр. Собственниками этой компании были бывший вице-губернатор Петербурга, в дальнейшем вице-президент ВТБ Юрий Молчанов и его бизнес-партнер Олег Сумбаев. Реализация проекта затянулась и инвестиционный договор с компанией был расторгнут в 2014 году по причине несоблюдения сроков.
После этого город несколько лет судился с ней, пытаясь взыскать задолженность по договору (менее 1 млн рублей), а также 217 млн рублей за невыполненную реставрацию. Суд по долгу комитет имущественных отношений выиграл, а второй, за неисполнение обязательства, проиграл.