Санкт-Петербург и область, 16 окт 2015, 18:00

Осенний марафон: «Беззащитный» Эрмитаж и капризы Паганини

Читать в полной версии

Культурный сезон в разгаре: в ближайшее воскресенье в «Эрарте» живой классик современной академической музыки Владимир Мартынов исполнит свои произведения; в конце октября в Мариинском театре покажут балет «Пневма» Национальной оперы Бордо, а в БДТ на подходе премьера спектакля «Крещеные крестами», поставленного по автобиографической прозе главного художника театра Эдуарда Кочергина. РБК Петербург выбрал еще несколько заметных культурных событий, которые не стоит пропускать.

с 22 октября, Русский музей, корпус Бенуа

Павел Федотов  

Павел Федотов. Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). (Фото: rusmuseum.ru)

Живописца Павла Федотова, творившего в первой половине XIX века, традиционно называют основоположником русского критического реализма. Его картины «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Новый кавалер» известны многим еще по школьной программе. Современники сравнивали Федотова с Гоголем: его работы отличает доскональное знание человеческой натуры, внимание к бытовым деталям, сочетание едкой сатиры с сочувствием к своим героям.

На выставке, приуроченной к 200-летию со дня рождения живописца, будет представлено около 40 живописных полотен и больше сотни графических работ. Это батальные работы, знаменитые жанровые сцены, замечательные лирические портреты. Разнообразие творческого наследия художника тем удивительнее, что полностью сосредоточиться на занятиях живописью и поступить в Академию художеств Федотову удалось только в возрасте 25 лет (до того он был военным), а скончался он от душевной болезни в возрасте 37 лет.

15-24 ноября

Фестиваль «Дягилев. P.S.»

Фото: diaghilev-ps.ru

Миссия Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.» — представлять наиболее знаковые и новаторские произведения искусства в различных жанрах, собранные по всему миру. Нынешний год, шестой для фестиваля, не стал исключением. 15 ноября в БДТ покажут балет «Торобака»: лондонская премьера 2014 года, уникальный мужской дуэт, в котором танцуют сами авторы. Это один из ведущих хореографов фламенко — испанец Исраэль Гальван и знаменитый британский хореограф, мастер индийского классического стиля катхак — Акрам Хан. Они оба — одни из самых знаменитых и уважаемых артистов в мире балета, оба известны новаторской хореографией и изысканной танцевальной техникой, оба — обладатели разнообразных международных наград. По словам очевидцев, их совместный танец более похож на дуэль, чем на дуэт.

17 ноября в Александрийском театре в честь выдающегося хореографа Анжелена Прельжокажа и 30-летия труппы Балет Прельжокажа будет дан Гала-балет в исполнении артистов Балета Прельжокажа и солистов балета Парижской оперы.

24 ноября на закрытии фестиваля будут исполнены балеты Марты Грэм — основоположницы американского танца модерн и одного из ярчайших хореографов XX века. Это первые гастроли труппы Марты Грэм в России.

Кроме того, в программе фестиваля концерты, выставки, мастер-классы и концертное исполнение оперы Моцарта «Дон Жуан» под руководством неоднократного обладателя премии «Золотая маска», дирижера Теодора Курентзиса.

18 ноября, Большой зал Филармонии

Марианна Васильева «24 каприса Паганини для скрипки соло» с участием Сергея Гармаша

Марианна Васильева (Фото: philharmonia.spb.ru )

Жизнь итальянского музыканта и композитора Никколы Паганини окутана множеством слухов и легенд, которые он сам охотно поддерживал, будучи личностью неординарной и подверженной разнообразным страстям. Доподлинно известно, что он был скрипачом-виртуозом, неустанно работал над исполнительской техникой и писал произведения, которые необычайно трудно исполнять. Среди них особняком стоят «24 каприса для скрипки» — редко можно услышать их все в рамках одного концерта.

Марианна Васильева, молодая скрипачка родом из Петербурга, лауреат и победитель международных конкурсов, говорит о произведении так: «Главным моим желанием было дать возможность людям услышать этот цикл так, как его задумал великий Паганини — от первого каприса до последнего. В мире скрипичного искусства есть довольно много дисков с каприсами Паганини, но мало кто из скрипачей исполнял в одном вечере все 24 каприса. В студийной записи есть возможность делать много дублей, монтировать и т. д., но на сцене это всегда «как в последний раз». Каприсы Паганини — своего рода «Библия» скрипача, если хотите — «Новый завет», тогда как Сонаты и Партиты для скрипки соло И.-С. Баха — «Ветхий завет»

В концерте также принимает участие народный артист РФ Сергей Гармаш: он прочтет новеллу Генриха Гейне «Флорентийские ночи», также посвященную Паганини.

21 ноября, Большой зал Филармонии

Дэниэл Хоуп и его друзья с проектом «AIR»

Дэниэл Хоуп (Фото: dev.spbfil.prometeyhome.ru)

Еще один выдающийся концерт в рамках I Международного скрипичного фестиваля: английский скрипач Дэниэл Хоуп ломает рамки академизма и представляет публике знаменитые скрипичные шлягеры XVI—XVIII веков, от Баха и Генделя до народной песни «Зеленые рукава». В те времена скрипка была народным инструментом — на ней играли на площадях и в тавернах, под нее плясали и пили вино. Музыканты, исполняющие музыку эпохи барокко, уделяют много внимания не только «аутентичному» тембру и звукоизвлечению, но и обстановке на концертах: там много веселятся и едва ли не танцуют. Такой концерт как нельзя лучше отвечает миссии фестиваля: включить слушание академической музыки в круг обычных человеческих потребностей.

Октябрь—ноябрь

Эрмитаж

Фото: hermitagemuseum.org

В Эрмитаже этой осенью проходит сразу несколько интересных событий. До середины января продлится выставка «Обитель милосердия». Искусство тибетского буддизма». На ней представлено три с половиной сотни экспонатов из богатейшего собрания Эрмитажа; большинство экспонируется впервые. Это буддийская скульптура, живописные произведения ступы, ритуальные предметы VIII — начала XX веков.

Выставка Стива МакКари «Момент беззащитности» знакомит с творчеством одного из важнейших фотографов современности, военного корреспондента, лауреата множества премий, включая World Press Photo. МакКари снимал в «горячих точках» на протяжении десятилетий: это Афганистан, Ирак, Камбоджа, Югославия. Однако его работы — это не сводки боевых действий, а преимущественно портреты, в том числе всемирно известный «Портрет афганской девочки». Выставка продлится до 22 ноября в Главном штабе.

Там же, в Главном штабе, 14 ноября открывается выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне». Золотым поколением называют зодчих, составивших славу финской архитектуры и дизайна в 1930-1960-е годы. Специфика финского подхода заключается в паритетных отношениях зодчего и природы; образы и решения, которые архитекторы и дизайнеры предлагали 70 лет назад, до сих пор актуальны — большинство современных российских архитекторов эти уроки пока не усвоили. На выставке будут представлены оригинальные чертежи, фотографии, макеты, предметы дизайна, документальное кино.

25 ноября, Ледовый дворец

2CELLOS

2CELLOS (Фото: facebook.com/2cellos)

Дуэт виолончелистов 2CELLOS — яркий пример развития шоу-бизнеса в век технологий. Молодые хорватские музыканты Лука Шулич и Степан Хаузер (обоим нет и тридцати) с детства занимались классической музыкой, получали образование в лучших европейских школах, играли Баха и Вивальди и встречались разве что на конкурсах. Пока в 2011 году не записали кавер на песню Майкла Джексона Smooth Criminals, не сняли ролик, где экспрессивный дуэт перерастает в настоящую драку, и не выложили на Youtube. Лайки и просмотры — пара миллионов за пару недель — решили все: через год парни оказались в туре с Элтоном Джоном, а в кармане у них лежал контракт с ведущим звукозаписывающим лейблом.

С тех пор Шулич и Хаузер забросили академическую карьеру: они записывают альбомы хитро скроенных каверов поп-песен, ездят по миру и собирают стадионы. Их фирменный стиль — страсть, виртуозная техника, порванные струны и звериный дух соперничества. Впрочем, Баха и Вивальди они тоже наверняка сыграют.

26 ноября, Эрарта

«Вежливый отказ»

Группа "Вежливый отказ" (Фото: otkaz.ru)

В середине 80-х, во время расцвета русского рока, появилось много самобытных групп, но и среди этого разнообразия выделялся московский «Вежливый отказ». Определить направленность коллектива всегда было непросто: их отличала эклектичность, жонглирование стилями, нехарактерная для рока музыкальная сложность (никаких трех аккордов — вместо это виртуозная игра с ритмами и аранжировками) и затейливость текстов.

Отношение к собственному творчеству у «Отказа» тоже нетипичное: после 15 лет бешеной популярности в России и Европе фронтмен Роман Суслов объявил о роспуске проекта и занялся коневодством. Так прошло почти 10 лет. Только после записи свежего альбома «Гуси-лебеди» (2010 г.) стали анонсироваться редкие, на вес золота, концерты.

Редкий случай, когда группа, празднующая 30-летие, вызывает далеко не только ностальгический интерес; тот случай, когда большое видится на расстоянии.

Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Как рестораны автоматизируют бизнес: шесть актуальных направлений
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины
Pro
Чучхе по-китайски. КНР начала перезагрузку экономики ради победы над США
Pro
В мире миграционный бум. Экономики каких стран могут пострадать
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору