Санкт-Петербург и область, 17 фев 2021, 09:44

В Петербурге началась «распродажа» гостиниц

Читать в полной версии
Фото: Ведомости/PhotoXPress.ru

В Петербурге после смены собственника закрылся четырехзвёздочный отель Courtyard by Marriott St. Petersburg Vasilievskу. Это первая крупная сделка по продаже гостиницы в Петербурге в 2021 году. В этом году рынок ожидает передел — эксперты говорят, что покупателей ищут владельцы еще 15 крупных отелей и нескольких десятков малых средств размещения.

«Закрылся навсегда»

О закрытии отеля сети Courtyard by Marriott на Васильевском острове сообщил генеральный менеджер отеля Courtyard St.Petersburg Center Яков Адамов на конференции «Отельный бизнес: Проблемы и решения 2021».

Действительно, забронировать номер в этом отеле через онлайн-сервисы невозможно. Корреспонденту РБК Петербург, который позвонил в отель, заявили, что он «закрыт навсегда, потому что у здания новый собственник». Покупателя гостиницы не разглашают.

Отель «Courtyard Marriott Санкт-Петербург Васильевский» на 214 номеров в здании площадью 16,2 тыс. кв. м. был построен в 2008 году на 2-й линии В.О. Балтийской строительной компанией (БСК). При запуске отеля СМИ сообщали, что БСК является собственником здания, а международная сеть Courtyard Marriott управляет отелем. Последние отзывы от гостей об отдыхе в этом отеле на сайте Booking.com датированы 11 февраля. Руководитель Rusland SP Hospitality Людмила Фролова оценивает сделку по продаже в 100-120 тыс. рублей за кв. м общей площади. Таким образом, отель могли купить за 1,6 — 1,9 млрд руб.

Продажа с большим дисконтом

Вице-президент Российской гостиничной ассоциации, генеральный директор управляющей компании «Кронвелл Менеджмент» Алексей Мусакин отмечает резкий рост числа отелей, собственники которых ищут покупателей на свои активы. «Если раньше к нам в базу приходило по два больших и три-четыре средних отеля, которые хотели продать, то сейчас я вижу не менее 15 больших отелей от 70-100 номеров, и два десятка малых отелей, которые выставлены на продажу», — рассказывает он. По его данным, в Петербурге есть отели, которые закрылись весной, во время локдауна, и не открылись до сих пор. На них тоже ищут покупателей, но безуспешно. Пример такого законсервированного отеля — трёхзвёздочный «Андерсен отель» на 140 номеров на улице Чапыгина (Петроградская сторона).

По словам Алексея Мусакина, сейчас выставляют объекты на продажу с 35% дисконтом от обычной цены, но в реальности готовы отдать за 50% покупателю с живыми деньгами. Ситуация осложняется тем, что большинство их этих объектов закредитованы в банках — и у владельцев есть проблемы с обслуживанием кредитов.

«Сейчас хороший период для тех, у кого есть деньги, войти на рынок и купить отели с большим дисконтом», — уверен Яков Адамов. По его словам, инвесторы должны быть готовы к тому, что восстановление на гостиничном рынке возможно не раньше 2022-2023 гг. «Санкт-Петербург — самый пострадавший с точки зрения туризма и гостиничной отрасли регион в РФ», — подчеркивает он.

В 2020 году, по данным городского комитета по развитию туризма, Петербург посетили 2,9 млн туристов, что в 3,6 раз меньше, чем в 2019 году. «Через год рынок начнет возрождаться — и тогда окупаемость отелей составит не 10-12 лет как раньше, а всего 6-7 лет. Это уже похоже на выгодный бизнес. Поэтому будет происходить захват и передел рынка», — прогнозирует Алексей Мусакин.

«Продать по цене кроватей»

«Малые средства размещения традиционно продаются в низкий сезон, «Авито» переполнен объявлениями о продаже небольших отелей. Отличие этого года в том, что их почти перестали покупать. Если отели и покупают, то с супердисконтом, я это называю «продать по цене кроватей». На петербургском рынке появилось много иностранных инвесторов, которые прицениваются к отелям на 80-100 номеров, сейчас есть несколько закрытых сделок», — говорит Алена Енова, совладелица управляющей компании HotelKit и облачной системы управления отелями Hotelinstinct, а также руководитель «Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья» по СЗФО.

По ее словам, в малых средствах размещения речь идет о приобретении готового бизнеса на арендованных площадях; в отелях среднего сегмента, от 70 номеров — о покупке здания с действующим отелем. «Повторяется ситуация, которую мы видели на рынке во время предыдущих кризисов. Большие игроки, у которых есть деньги, готовы скупать маленьких, но очень дешево», — поясняет Алена Енова.

Руководитель Rusland SP Hospitality Людмила Фролова отмечает, что профильные инвесторы сейчас активно рассматривают гостиничные проекты на инвестиционной стадии, запуск которых состоится через несколько лет, когда туристический поток восстановится.

Справка

По данным аналитиков компании Maris, по итогам 2020 в Петербурге действовали 232 отеля категории 3* — 5*, с валовым номерным фондом 24,5 тыс. номеров. 37% действующего номерного фонда в городе находится под управлением международных гостиничных операторов.

Закрытие границ из-за пандемии и падение турпотока в 2020 году привело к снижению уровня загрузки средств размещения до среднегодового значения 28% (-58% к 2019 году). При этом средний тариф на размещение в 2020 году составил 4,6 тыс. руб., что на 28% ниже показателя 2019 года. RevPAR (показатель эффективности гостиничного бизнеса, учитывает среднюю стоимость номеров и среднюю заполняемость отеля — Ред.) по итогам года едва достиг отметки в 1,3 тыс. руб., что на 69% меньше в сравнении с 2019 годом.

Pro
«Доллар вернется к ₽121». Почему падает рубль и что будет с инфляцией
Pro
Какие способы обойти новые налоговые правила только навредят компании
Pro
Как оптимизировать загрузку и перестать возить воздух в фурах
Pro
«Успех надо тиражировать». Мифы, которые погубили известные компании
Pro
Налоги в 2025 году: что важно знать инвесторам в акции, облигации, ПИФы
Pro
Большая игра: зачем развивать стартапы в структуре корпораций
Pro
Темная сторона ЗОЖ: что такое хелсизм и чем он опасен
Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем