Санкт-Петербург и область, 17 мар 2020, 16:49

Эксперты рассказали, чем банки заменят кредитные карты

Читать в полной версии
Фото: Виктор Погонцев/Интерпресс

В январе 2020 года в Петербурге и Ленобласти было выдано 31,7 тыс. кредитных карт, что на 15% меньше, чем за аналогичный период годом ранее, сообщили РБК Петербург в бюро кредитных историй «Эквифакс». Эксперты банковской отрасли связывают снижение числа выданных кредиток с ужесточением требований ЦБ к необеспеченным ссудам и рассказывают, чем банки смогут заменить этот важный для их бизнеса продукт.

Меньше кредиток

По данным «Эквифакс», в январе 2020 года на территории Петербурга и Ленобласти было выдано кредитных карт на общую сумму 2,57 млрд руб. За аналогичный период прошлого года было выдано 37,3 тыс. кредитных карт на сумму 3 млрд руб. Средняя сумма кредита за два года не изменилась и составила порядка 80 тыс. руб.

Сокращение этого сегмента заметили также в Объединённом кредитном бюро. По данным этой организации, в Петербурге в январе 2020 года банки выдали около 29 тыс. кредитных карт с суммарным кредитным лимитом около 2,9 млрд руб., а в январе прошлого года — 32 тыс. кредитных карт на 3,55 млрд руб.

Снижение объема выдачи кредитных карт зафиксировали и участники банковского рынка. «В январе 2020 года наблюдалось некоторое снижение выдач кредитных карт на территории Северо-Запада — в рамках запланированных значений. При этом по потребительским кредитам по итогам января 2020 года подобного снижения мы не наблюдаем», — сообщили РБК Петербург в пресс-службе Сбербанка, не называя конкретных цифр. Банк «Санкт-Петербург» в январе-феврале 2020 года выдал на 213 кредитных карт меньше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили в пресс-службе банка.

Логичное ужесточение

Наблюдаемая динамика — результат действий регулятора, говорят эксперты РБК. Напомним, с 1 октября 2019 года ЦБ обязал банки при выдаче необеспеченных ссуд (к которым относятся кредитные карты) рассчитывать показатель долговой нагрузки (ПДН) заемщиков и учитывать его при резервировании активов.

Действия регулятора направлены на то, чтобы снизить вероятность возникновения плохих долгов, поясняет логику ЦБ аналитик «Финама» Алексей Коренев. «Ведь если потребительский кредит относительно непродолжительный по времени и по нему легко оценить платёжеспособность заёмщика, то кредитные карты выдаются на длительный срок, за который платежеспособность клиента может существенно измениться — он может потерять работу, ему могут понизить зарплату, он может стать инвалидом, сильно заболеть, а лимит по его карте остаётся таким же, который был при открытии», — говорит эксперт.

Что из этого

С одной стороны, как считает часть опрошенных РБК Петербург экспертов, сокращение объема выдачи кредиток не сильно повлияет на общие финансовые показатели банков, так как этот сегмент кредитования для них не является основной статьей доходов. В среднем по рынку этот сегмент приносит 10% доходов, а у крупных розничных банков - до 20%, говорит аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. 

С другой стороны, отмечают аналитики, банки уже перенаправляют свои усилия на другие инструменты кредитования. «Сейчас банки сосредоточились на кредитах наличными, поскольку в этом сегменте, как правило, более качественные заемщики. Выдача кредитов наличными в целом по России в январе 2020 года по сравнению с январем 2019 года выросла по количеству заключенных договоров более чем на 10%, а в деньгах — более чем на 14%», — отмечает генеральный директор Объединённого кредитного бюро Артур Александрович.

Вместе с тем считать потребительские кредиты равноценной заменой кредитным картам нельзя, полагает Валерий Емельянов. По его словам, в последние годы маржинальность банковского бизнеса во многом росла именно за счет кредитных карт. «Сокращение этого сегмента приведет к падению всех основных показателей — выручки, прибыли, размера активов. Как следствие, банки будут фиксировать стагнацию бизнеса, списывая это на кризис, ужесточение регулирования и повышение рисков», — рассуждает аналитик.

Новая упаковка

По оценке Емельянова, самый близкий к кредитным картам продукт, с точки зрения маржинальности, — необеспеченные потребительские кредиты, в том числе POS-кредитование (кредит, который можно получить в магазине). При этом банки постепенно переводят этот сервис в онлайн, отмечает эксперт.

«В последние годы число точек продаж, где можно было оформить заем для покупки товара, планомерно сокращалось. Но в онлайне этот тренд, напротив, только усиливается. Следовательно, вскоре мы сможем увидеть, как банки раздают те же самые кредитные карты, но в новой упаковке: они будут виртуальными, привязанными к ассортименту в магазинах-партнерах или оформлены в виде рассрочки (при нарушении условий которой клиент переплатит не через проценты, а через уплату комиссии)», — делает прогноз Валерий Емильянов.

Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist