Локальная компания отвоевывает нишу у крупнейшего игрока телеком-рынка
Стагнация рынка услуг связи ужесточила конкуренцию между операторами. При этом в сегменте фиксированной связи федеральные игроки в борьбе за корпоративных клиентов постепенно сдают позиции под натиском небольших региональных операторов. Освободившиеся места немедленно занимают другие игроки. Например, РБК Петербург стало известно, что петербургский «Смарт Телеком» заходит в одну из крупнейших сетей бизнес-центров Северной столицы. Эксперты рынка предполагают, что, возможно, таким образом компания потеснит «дочку» «Мегафона» на этих площадках.
Как объясняют сами участники рынка, гиганты телекома уступают локальным операторам в скорости реагирования на запросы клиентов. К тому же в условиях падения доходности бизнеса федеральные игроки не готовы жертвовать прибылью, конкурируя за не ключевой для них рынок B2B.
Мы или они
Петербургская телекоммуникационная компания «Смарт Телеком» с апреля 2017 года стала одним из операторов в бизнес-центрах холдинга «Адамант». О подписании соответствующего договора РБК Петербург в кулуарах Digital City Forum рассказал глава «Смарт Телекома» Андрей Суходольский. «Мы будем оказывать услуги для арендаторов «Адаманта». Контракт заключен на год с возможностью пролонгации», — сказал А. Суходольский. Он уточнил, что «Смарт Телеком» станет еще одним, шестым оператором компании «Адамант».
«Сейчас телекоммуникационные услуги холдингу оказывает МТС, «Билайн», «Метроком» («дочка» «Мегафона»), ОБИТ и «Северен-Телеком», — уточнил А. Суходольский.
Однако источник РБК Петербург, знакомый с ходом сделки, сообщил, что «Смарт Телеком» приходит в «Адамант», чтобы со временем занять место компании «Метроком». Другой источник РБК Петербург на телекоммуникационном рынке подтвердил эту информацию.
«Сейчас почти все сотовые операторы в Петербурге вынуждены решать самый болезненный для них вопрос — увеличение оборотов в сегменте мобильной связи. «Мегафон» за 2016 год упал сильнее, чем МТС и «Билайн». Возможно, поэтому «Мегафон» не будет вступать в борьбу за «Адамант». Компании просто не сошлись в условиях сотрудничества, и решили расстаться», — объясняет собеседник РБК Петербург.
Справка
Выручка «Мегафона» от услуг мобильной связи по итогам 2016 года снизилась на 2,3% — до 258,9 млрд руб., говорится в материалах компании. Выручка МТС от мобильных услуг в России по итогам 2016 года снизилась на 0,4% — до 295 млрд руб., говорится в отчетности оператора. Доход «Вымпелкома» от мобильного сегмента в 2016 году сократился на 0,2% и составил 228,7 млрд руб., говорится в материалах компании.
В «Адаманте» информацию о предполагаемом уходе «Мегафона» не прокомментировали, однако объяснили приход «Смарт Телекома» наличием у оператора необходимых ресурсов для реализации телекоммуникационных проектов в соответствии с требованиями холдинга «Адамант».
Согласно сообщению пресс-службы «Мегафона», переговоры о прекращении сотрудничества с «Адамантом» не ведутся.
Гибкость против силы
Случаев, когда региональные телеком-компании теснят крупных игроков в сегменте B2B, становится все больше, говорит генеральный директор «Комфортела» Дмитрий Петров. «Отрасль стагнирует, федералы застряли на показателях 2014 года. Тогда как обороты, например, «Комфортела» выросли за эти два года в 2,5 раза. Как вы думаете, за счет чьей доли?», — пояснил Д. Петров.
У постепенного перераспределения рынка B2B в пользу региональных операторов может быть два объяснения.
Во-первых, небольшие компании обладают большей, по сравнению с федеральными игроками, маневренностью в принятии решений, считает генеральный директор компании Rustelecom Юрий Брюквин.
«Владельцам недвижимости сложно работать с забюрократизированными большими структурами. Для федералов одобрение даже сравнительно небольших инвестиций (например, в развитие инфраструктуры в бизнес-центре) зачастую требует согласования с Москвой, что превращает элементарный процесс в эпопею. Особенно сейчас, когда крупные игроки в инвестициях крайне ограничены. Тогда как гендиректора регионалов более детально знакомы с рынком, знают, когда нужно рискнуть и вложиться, решение не растягивается на несколько месяцев, а принимается в течение одного дня», — говорит Ю. Брюквин.
Во-вторых, федеральные игроки зачастую не готовы тратить на вознаграждение управляющей недвижимостью компании так много, как это делают региональные операторы.
«Рынок перегрет, компании бодаются за каждый объект. Часто побеждает тот, кто больше платит управляющей компании. У федералов есть прописанные корпоративные нормы доходности, они не готовы отдавать больше выручки, чем положено. А глава небольшого регионального оператора волевым решением может в ущерб собственной прибыли предложить управляющей компании больше федерала», — объяснил Д. Петров.
К тому же, добавляет он, рентабельность телекома в сегменте B2B у средних компаний зачастую выше, чем у крупных. «Просто потому, что для федералов это лишь одно из направлений, а для регионалов корпоративная связь — это ядро бизнеса», — сказал РБК Петербург глава «Комфортела».
Невселенский масштаб
Впрочем, о кардинальном переделе рынка фиксированной связи говорить пока не приходится, считает Ю. Брюквин. «Региональные операторы «подъедают» долю федеральных игроков в сегменте B2B, однако пока это не тенденция вселенского масштаба», — отмечает он.
По его оценке, выручка операторов от предоставления «Адаманту» услуг фиксированной связи составляет порядка 300–350 млн руб. в год.