Инвесторы вложат 700 млн руб. в переработку отходов в Ленобласти
В Киришском районе Ленобласти появятся два предприятия по переработке отходов с общим объемом инвестиций примерно в 700 млн руб. В регионе существует потребность в перерабатывающих мощностях. Тем не менее, как считают опрошенные РБК Петербург эксперты, оба новых предприятия могут столкнуться с дефицитом сырья.
Полезные отходы
Как сообщили в администрации Киришского района Ленобласти, на территории индустриального парка «Левобережный» планируется создать два новых предприятия по переработке отходов. ООО «Эко Карбо», связанная с одним из крупнейших в Петербурге поставщиком шин и дисков, холдингом «Хорошие колеса», планирует построить на территории «Левобережного» завод по переработке резиновых шин. В компании «Эко Карбо» подтвердили планы строительства завода, однако подробности проекта не раскрыли. Как сообщил РБК Петербург источник в правительстве региона, инвестиции в проект могут составить до 200 млн руб.
«Я слышал об этом проекте. Насколько я знаю, компания планирует измельчать резиновые шины в крошку. Далее из этого продукта можно производить различные резиновые изделия, например, покрытия для детских площадок, теннисных кортов. Резиновая крошка также добавляется в асфальтобетонную смесь для покрытия трасс. Правда, пока такие технологии в России не применяются широко», — говорит руководитель Северо-Западного отделения экологической общественной организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук.
Трудности с доставкой
В Петербурге и Ленобласти уже есть несколько заводов по переработке шин. Например, ЗАО «Техноресурс» в 2016 году запустило такое производство в Волосовском районе Ленобласти. В 2017 году ООО «Стройспецмонтаж» запустило завод по переработке шин в Металлострое. ООО «НПО Инноватех» планирует построить в Обухово завод по утилизации шин за 1,6 млрд руб.
Ранее представители «Зеленого креста» говорили о том, что ежегодно в Петербурге и Ленобласти образуется 70 тыс. т отработанных покрышек. Имеющиеся на сегодняшний день мощности позволяют ежегодно перерабатывать лишь около 10 тыс. т покрышек. «Казалось бы, недостатка в сырье у компаний быть не должно, однако сбор сырья и доставка его переработчику, — главная головная боль компаний, работающих в этом секторе», — сетует Михаил Василенко, глава НП «Союз экологов Северо-Запада». По его оценкам, средняя рентабельность в сфере переработки отходов, в том числе, в сегменте резиновых изделий, составляет около 15%. Однако высокие расходы на транспортировку отходов подрывают экономику перерабатывающих предприятий, поясняют эксперты.
«Серая» зона
Проблемы с сырьем могут возникнуть и у второго завода, который планируется построить в индустриальном парке «Левобережный». Это предприятие будет специализироваться на переработке отработанных машинных и других видов масел. Инвестор проекта — ООО «Никольский завод регенерации масел». Его совладелец и гендиректор Леонид Бидный пока отказался раскрыть детали проекта, но по данным источника в правительстве Ленобласти, инвестиции в строительство завода составят около 500 млн руб. Новый завод будет перерабатывать отработанные машинные и другие промышленные масла и производить из них очищенное топливо.
С одной стороны, в Ленобласти существует дефицит мощностей по переработке масел, отмечают эксперты. «На Северо-Западе» пока нет ни одного завода по переработке масел, и мы возим отработанное масло на предприятия в другие регионы», — рассказывает представитель ООО «ЭкоЦифры» Вячеслав Старков. По данным Ассоциации рециклинга отходов, в России переработкой масел замаются заводы «Роса-1» в Москве, Пермский завод масел и «Фосфохим» в Самарской области.
С другой стороны, как отмечает президент Ассоциации рециклинга отходов Давид Есаян, в переработку сейчас попадает меньше половины от общего объема отработанных масел. «В России потребляется 2,5 млн т автомобильного, машинного и других видов масел в год. В результате их использования получается около 1,2-1,5 млн т отходов. По официальной статистике, в России ежегодно учитывается только около 500 тыс. т отработанных масел, а еще порядка 700 тыс т госорганы не фиксируют», — поясняет Давид Еасаян.
По его словам, не учтенный в статистке объем реализуется на «сером» рынке и чаще всего используются как топливо или сбывается нелегальным переработчикам масел. «В конечном счете у законопослушных переработчиков возникает жесткая конкуренция за сырье», — заключает Давид Еасаян.
Справка:
По данным СПАРК, ООО «Никольский завод регенерации масел» на 60% принадлежит Леониду Бидному и на 40% — Илье Сытых. По данным того же источника, ранее Леонид Бидных был руководителем и совладельцем ООО «РН-Кондахолдинг», которое сейчас является дочерним предприятием НК «Роснефть».