В Петербурге назвали падающие и растущие отрасли промышленности
Промышленность Петербурга, как и России в целом, в мае продолжала сокращать обороты, причем, ускоренными темпами. Наиболее важные для Петербурга обрабатывающие производства по сравнению с апрелем снижали объемы со скоростью, вдвое большей, чем промышленность в целом. Впрочем, некоторые отрасли продолжили расти даже в условиях коронакризиса.
Между двумя регионами
Судя по только что опубликованным Петростатом индексам промышленного производства (ИПП), скорость падения увеличилась — если за январь—апрель ИПП составил 97,1%, то за январь—май — уже 96,1% к соответствующим периодам прошлого года. Обрабатывающие производства просели еще сильнее — до 94,3% по сравнению с 96,6% за период с января по апрель. Как говорят экономисты, всё это обусловлено карантинными ограничениями в связи с COVID-19, а также сокращением нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+, которое вынудило заметно сбавить обороты компанию «Газпром нефть», вносящую заметный вклад в петербургский ИПП.
Хуже всех выглядит сейчас отрасль «производство прочих готовых изделий» — она сократила обороты (по сравнению с январем-маем 2019 года) на 43,3%. Правда, и в апреле она показывала наихудшие показатели (ИПП 58,0%), снизив обороты за январь—апрель на 42%.
Впрочем, для корректной оценки следует принять во внимание замечание профессора кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д.э.н. Елены Ткаченко о том, что многие промышленные компании имеют подразделения в Ленобласти — они регулируют загрузку мощностей своих подразделений в городе и области исходя из конкретной ситуации, и потому обороты в обоих регионах надо учитывать вместе, если мы хотим делать выводы о состоянии отраслей (а не регионов).
Это обстоятельство, отмечает Елена Ткаченко, особенно важно при больших различиях показателей в городе и области. Сейчас именно такая ситуация, обусловленная, по всей видимости, различием эпидемической обстановки в регионах и связанными с ней ограничениями на работу промышленности. В Ленобласти ситуация заметно лучше, ограничения снимаются быстрее, чем в Петербурге, и вероятно во многом по этой причине скорость падения промышленности (которое все же имеет место и в Ленобласти) там заметно ниже (ИПП 97,4%), а в некоторых случаях имеет место даже серьезный рост.
По всей видимости, именно указанным обстоятельством следует объяснять впечатляющий, на 36,7%, рост индекса производства «прочих готовых изделий» в Ленобласти — на фоне всеобщего падения промышленности и сильнейшего спада в этой отрасли на территории Петербурга. С учетом этого показателя самая простая оценка динамики отрасли в целом по двум регионам (сумма двух ИПП, деленная пополам) дает падение всего на 3,3%, что соответствует величине спада всей промышленности в двух регионах вместе (3,25%).
При таком подходе наибольшее падение отмечается в производстве мебели (в целом на 99,5% и на 47% в среднем по двум регионам: в Петербурге падение на 28,8%, в Ленобласти — падение на 70,7%), кожи и изделий из кожи (в целом на 47,9% и в среднем на 24%: в Петербурге рост на 8,1%, в Ленобласти — падение на 56%), в отрасли «ремонт и монтаж машин и оборудования» (в целом на 41,3%, в среднем на 20,6%: в Петербурге падение на 11,5%, в Ленобласти — падение на 29,8%).
К отрасли производства «автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов» такой подход, однако, вряд ли применим, поскольку имеющие наибольшее значение автосборочные заводы не имеют подразделений в соседнем регионе. В Петербурге их объемы упали (по сравнению с январем-маем 2029 года) на 28,8%, а в Ленобласти — на 40,1%.
Есть и рост
В то же время такой подход позволяет говорить и о росте в некоторых отраслях единого промышленного региона. Наибольший рост — в отрасли «полиграфическая деятельность и копирование носителей информации» (на 47,7%), благодаря рекордному, на 46,4% росту в Ленобласти, хотя и в Петербурге наблюдался небольшое, на 1,3%, увеличение производства. Также заметна выросло «производство компьютеров, электронных и оптических изделий» (в сумме на 30% и в среднем на 15% по двум регионам), опять же за счет Ленобласти, где эта отрасль выросла на 40,1%, что скомпенсировало падение ее в Петербурге на 10,2%.
В восьми отраслях (из 27, классифицируемых Росстатом) рост произошел в обоих регионах: в Петербурге больше всего выросло производство «лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях» (причины, очевидно, в коронавирусных заказах) — на 33,2%, а в Ленобласти — уже упомянутая «полиграфическая деятельность и копирование носителей информации». Вообще, в Петербурге рост показали 11 отраслей, а в Ленобласти — 16, что вероятно объясняется более ранним, чем в городе, снятием эпидемических ограничений.
Хотя растущих отраслей в Ленобласти (в отличии от Петербурга) стало больше, чем падающих, общий ИПП области по-прежнему свидетельствует о спаде производства — это обусловлено тем, что растущие отрасли менее значимы, чем те, что продолжают падение, и вносят в ИПП меньший совокупный вклад. В Петербурге и падающих отраслей больше, чем растущих, и их вклад в ИПП больше. К тому же темпы сокращения производства в падающих отраслях пока еще выше увеличения производства в растущих.