Санкт-Петербург и область, 17 июл 2018, 12:00

Альтернатива «Зениту»: девелопер Игорь Левит рассказал о новом клубе

Читать в полной версии
(Фото: Александр Николаев/Интепресс)

После бесславно завершившейся истории футбольного клуба из Ленобласти «Тосно» правительство региона объявило о создании в области новой команды. Юрлицо ФК «Ленинградец» было создано в мае 2018 года в виде акционерного общества. Пока основным акционером, согласно «СПАРК-Интерфакс», значится ПАО «Группа ЛСР». Генеральным директором нового клуба стал бизнесмен Игорь Левит, коммерческий девелопер (БЦ «Маркс») и владелец компании «Неруд-пром», занимающейся добычей песка.

Накануне первого матча команды (игра с клубом «Локомотив-Казанка» пройдет на стадионе Nova Arena 18 июля) Игорь Левит рассказал РБК Петербург о том, чем заинтересовал потенциальных акционеров новый проект и почему «Ленинградец» не повторит судьбу «Тосно».

ДЕВЕЛОПЕРЫ В ИГРЕ

— Вы можете назвать акционеров клуба?

— Наши акционеры не возражают, чтобы их имена были озвучены. Однако, пока не произошли юридические изменения в структуре капитала, говорить об окончательном составе акционеров некорректно. К тому же я могу назвать структуру, от которой, по моему мнению, предприниматель войдет в состав акционеров, а завтра акционер может мне сказать: «Извините, я хочу войти в состав акционеров от другой компании».

— И все-таки назовите хотя бы несколько имен?

— Мы планируем, что в составе акционеров будет десять организаций, каждая из которых будет владеть 9%, и правительство Ленинградской области с долей в 10%. В частности, «Группа ЛСР» уже зарегистрировала юрлицо АО «ФК «Ленинградец» как свою дочку. В числе тех, кто на сегодняшний момент практически подписал договор, но пока не получил статус акционера, — компания ЦДС Михаила Медведева и «Орими-Трейд» Александра Евневича. На более отдаленной стадии — агрохолдинг «Выборжец» Александра Усова.

— Вы нашли всех десятерых акционеров?

— Есть наметки. По восьми компаниям есть почти гарантированный ответ об участии, остальные акционеры тоже практически определены.

— Изменение состава акционеров будет происходить постепенно или у вас есть дедлайн?

— Определенной даты нет, но это должно произойти достаточно быстро. Я рассчитываю, что к концу лета состав акционеров будет определен.

— Планируете ли вы привлекать спонсоров?

— У нас есть две компании, которые не захотели войти в состав акционеров и приняли решение стать спонсорами на первый год — это девелоперские компании «Отделстрой» и «Строительный трест». Они с нами уже подписали спонсорские контракты, но будут и другие спонсоры.

— В чем разница между акционером и спонсором с точки зрения обязательств?

— Это принципиальная разница. Акционер — это более серьезное участие компании, это совладелец команды, который готов вкладываться в клуб «на перспективу». Акционер заинтересован в том, чтобы компания в долгосрочной перспективе показывала хорошие результаты, представляя Ленинградскую область. А спонсорство предполагает взаимоотношения на сезон. При обоюдной заинтересованности, они могут продлиться. Но участие в акционерном капитале — это стратегическое и долгосрочное участие в проекте, а спонсорство — это помощь на сезон.

— Будет ли разница в доле финансового участия акционеров и спонсоров в первом сезоне?

— По факту получилось, что в первом году спонсоры будут принимать участие в проекте наравне с акционерами. Но мы будем рады любым спонсорам, готовым вложить и существенно меньшие суммы. Дело в том, что суммы не так важны. Основную часть годового бюджета команды закрывают акционеры. Но если мы привлекаем кого-то из спонсоров, это значит, что мы можем предоставить чуть лучшие условия игрокам, или чуть больше денег потратить на клубную инфраструктуру, или заложить эти деньги на следующий год и тогда акционерам придется чуть меньше тратить денег на финансирование клуба.

Конечно, мы будем делать все для того, чтобы спонсоров было как можно больше. Понятно, что мы — клуб второго дивизиона, но все равно на своих информационных ресурсах мы будем максимально рекламировать спонсоров.

— Может ли случиться так, что спонсор, который пока не рискует входить в состав акционеров, сможет войти в капитал компании в середине сезона?

— В акционерный капитал можно войти всегда, купив у кого-то из акционеров его долю. Если при сформированном составе акционеров будет новый желающий, мы всегда можем сделать допэмиссию. Таким образом снизится нагрузка на остальных акционеров.

— Планируете ли вы приобретать долю в проекте?

— Пока нет. Я провожу четкое разделение между владельцем и управленцем. Директор — это наемный менеджер. Если у всех акционеров будет желание, я готов выкупить маленькую долю, если нет — значит, нет.

«ПЛЮСИКИ К КАРМЕ»

— Почему вы вообще согласились на должность директора спортклуба?

— Все мои друзья задают мне этот вопрос. Если честно, у меня самого нет четкого ответа. Я очень люблю футбол. Если бы я так не любил футбол, я бы в это не вписался. К тому же, я живу в этом регионе, большая часть жизни прошла за городом — я жил и работал в Ленинградской области на разных предприятиях. Мне так же нравится, что мы начинаем проект «с нуля». Если бы меня пригласили возглавить существующий клуб, я бы, наверное, отказался. А здесь меня вдохновила задача создать с нуля новую команду.

Фото: ФК "Ленинградец"

— Вы не раз говорили, что футбольный бизнес — нерентабельный. Тогда почему крупным компаниям интересно участвовать в этом проекте? Дает ли это участие дополнительную нематериальную выгоду, «плюсик к карме»?

— Я думаю, что действительно в данном случае можно говорить о «плюсах к карме». Бизнес, когда становится достаточно крупным, всегда несет определенную социальную ответственность. У всех наших акционеров есть масса проектов, которые для них являются по сути тратой денег — помощь детским домам, школам, участие в целевых программах ко Дню Победы, и другие социальные инициативы. Некоторые могут назвать это «выкинутыми деньгами», но для бизнеса это не так. Крупные компании приобретают таким образом дополнительную репутацию, положительный имидж.

Конечно, я пока не вижу ни одного пути, при котором футбольный бизнес на уровне второй лиги российского футбола может стать самоокупаемым. Возможно, (и у нас это в планах есть), что часть бюджета будет формироваться за счет трансферных выплат, но не сейчас. Мы только собрали команду на первый сезон, и пока некорректно говорить, что мы взяли игрока, чтобы потом его продать. Поэтому пока бизнес будет лежать на плечах акционеров.

ПОКА БЕЗ ДОХОДОВ

— Каков бюджет клуба на этот год?

— Доходная часть сформирована в районе 100 млн руб., расходная часть несколько меньше.

— В чем заключаются основные расходы?

— Это заработная плата игроков (в пределах 80 тыс. руб.) и учебно-тренировочные мероприятия. Пока у нас нет собственной базы, поэтому мы тренируемся и проводим матчи на стадионе Nova Arena. Оплата учебно-тренировочных занятий включает оплату аренды этой базы, а также выезды за границу для зимних тренировок. Также мы закладываем расходы на выезды в другие города, в центральную Россию, потому что, к сожалению, на Северо-Западе всего три клуба второй лиги — помимо нас, «Великие Луки» и «Псков».

— За счет чего будут формироваться доходы клуба?

— Это спонсорские доходы и вложения акционеров, больше ничего. Во второй лиге больше никаких доходов нет.

Фото: ФК "Ленинградец"

— А продажа билетов?

— Некоторые клубы второй лиги продают билеты по 50-100 рублей. Но мы решили пока сделать вход на стадион бесплатным — чтобы стимулировать людей приходить на матчи. Доходная часть, кроме поступлений от акционеров и спонсоров, в этом году будет небольшая. Естественно, я, как любой менеджер, постоянно думаю о том, где заработать. Пока больших возможностей не вижу, но даже небольшие возможности планируем использовать, чтобы упростить акционерам участие в проекте.

«В ПЕТЕРБУРГЕ НЕГДЕ ИГРАТЬ»

— Уже сформирован основной костяк игроков?

— Да. Состав интересный в том плане, что в нем есть опытные игроки, которые раньше играли в других командах и сейчас вернулись в Петербург, а есть и молодые ребята.

— Почему вы решили не привлекать топовых футболистов?

— Учитывая, что по меркам клуба второго дивизиона у нас неплохой бюджет, мы могли бы набрать более звездных игроков, но зачем? Я в этом не вижу смысла. Гораздо интереснее растить из молодых ребят новых звезд, чем взять тридцатилетних звезд на закате, которые сыграют за нас пару сезонов. Мы будем рассчитывать на ребят, которые родились в Петербурге и Ленобласти.

— Есть ли на Северо-Западе большой выбор молодых игроков?

— В Петербурге одни из лучших детских и юношеских школ в стране. Они функционируют, набирают порядка 20 человек каждый год. В регионе существует три-пять больших школ и с десяток маленьких. То есть, каждый год выпускается сотня молодых футболистов, и многие из них хотят связать свою жизнь с футболом. У них нет возможности играть в Петербурге, потому что в «Зените» они в силу разных причин не востребованы. И они уезжают в другие регионы. Когда мы формировали команду, наши питерские ребята встречались на Дальнем Востоке, Сахалине, в Краснодарском крае, в Москве и в Прибалтике. В Петербурге и Ленинградской области по сути нет ни одной команды, где они могли бы работать — это абсурдная ситуация.

Руководитель тренерского штаба Борис Рапопорт (Фото: ФК "Ленинградец")

— Планируете ли создавать свой образовательный проект?

— Мы хотим это делать. Скорее всего, это будет совместный образовательный проект с Ленобластью. Они крайне заинтересованы в развитии детско-юношеского футбола. Думаю, в ближайшее время у нас появится детско-юношеская школа «Ленинградец». Абсолютно точно, что появятся отделения этой школы в разных местах региона. Одно из них — в Рощино, поскольку там теперь есть отличная база. Наверное, там и будет размещена школа, возможно даже с интернатом. Но пока этот вопрос находится в стадии разработки.

— Зачем нужна эта школа?

— В Петербурге есть «Зенит», за который все болеют, переживают, но дети понимают, что там играют небожители и миллионеры. Мы хотим, чтобы «Ленинградец» стал новым флагом для детей, которые будут с удовольствием заниматься футболом, понимая, что у них есть шанс попробовать себя в профессиональном футболе, никуда не уезжая из своего региона.

НОВАЯ БАЗА

— Вы обмолвились о базе в Рощино. Может ли она стать тренировочной базой «Ленинградца»?

— Изначально база не строилась как стадион, хотя и была построена по новейшим стандартам FIFA. Сейчас мы займемся увеличением объема трибун, прохождением сертификации и получением лицензии, которые необходимы для того, чтобы стадион мог принимать матчи второго дивизиона. Мы должны будем заявить базу в Рощино как свой второй стадион. Я думаю, что до конца 2018 года мы это сделать не успеем, но в начале 2019 года мы сможем там провести пробный матч. Помимо Nova Arena, у нас есть стадион в Тихвине. Мы планируем провести там 9 сентября матч первенства России.

— На каких условиях вы будете играть в Тихвине и в Рощино?

— В Рощино — пока непонятно. А в Тихвине будем арендовать стадион на время матча. Мы уже заключили договор — это порядка 100-120 тыс. руб. за проведенный матч. К нам этот стадион не имеет никакого отношения, мы просто будем его периодически арендовать.

— А в перспективе обсуждается вопрос закрепления базы в Рощино?

— Наверное, стадион останется областным, не перейдет в ведение клуба.

— В чем еще проявляется участие правительства Ленобласти в проекте?

— Даже моральная поддержка региональных властей — это уже хорошо. Вопросы с тренировочной базой и детско-юношеской школой — это вопросы, в решении которых мы ждем серьезной поддержки со стороны региона. Когда глава Ленобласти и члены правительства проявляют интерес к проекту, все делается гораздо проще, а значит, и дешевле.

ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК «ТОСНО»

— Чья это была идея — создать новый клуб?

— Губернатора Ленобласти. Он заразил энтузиазмом многих, и без него команды точно не было бы.

— Почему было принято решение создать новый клуб, никак не связанный с «Тосно»?

— Потому что это действительно новый клуб, который не имеет отношения к «Тосно» ни с точки зрения правопреемственности, ни с точки зрения акционеров, ни даже с точки зрения региона. «Тосно» изначально из Ленобласти, но два предыдущих сезона команда играла в Великом Новгороде и Петербурге и к области имела косвенное отношение.

— Какие основные ошибки вы видите в менеджменте «Тосно?

— На мой взгляд, не было поставлено глобальной цели. Была поставлена задача быстро, перепрыгивая через ступени, создать клуб Премьер-лиги, который бы добивался результата. Они выполнили задачу — выиграли Кубок страны. А что дальше? Какова была глобальная цель?

— А какая должна быть глобальная цель?

— Идеальный пример по созданию футбольного клуба в России — это «Краснодар». Акционер Сергей Галицкий вкладывает огромные деньги в создание клубной инфраструктуры. После этого закономерно приходит результат. Когда у тебя мощные детско-юношеские школы, замечательная тренировочная база, новый стадион, планомерная работа с болельщиками, тогда появляется свой клуб, в котором играют твои же воспитанники. И этот клуб играет в Премьер-лиге и занимает самые высокие места!

А «Тосно» бежал чуть-чуть впереди паровоза. Чтобы этого не допустить, акционеры должны уметь смотреть в будущее. Не надо делать ставку выиграть за два года все, что можно. Во-первых, это невозможно. Во-вторых, ты не успеешь создать инфраструктуру. Мы хотим сначала создать базис, который потихоньку будет органически расти.

— Ставите ли вы задачу победить в первенстве?

— Формально такая задача сейчас не стоит, хотя мы амбициозные люди. Наша цель — успешно выступить в этом турнире. Сейчас мы знакомим игроков с системой премирования — бонусами, которые будут выплачиваться в случае успешного выступления в Профессиональной футбольной Лиге (ПФЛ) в этом сезоне. Кроме выплат за победу в каждом матче (а у нас выплаты будут только за победу), есть еще и бонусы для игроков, установленные за успешное выступление по итогам сезона. Суммы достаточно приличные — до 500 тыс. руб. на игрока в случае победы в ПФЛ. Так что, мы ставим амбициозные задачи, но давайте дождемся нашей первой игры и тогда на этот счет пообщаемся еще раз.

Справка

Игорь Левит известен в Петербурге девелоперскими проектами. В 1993 году он вместе с Андреем Молчановым, Евгением Яцышиным, Георгием Ведерниковым и Георгием Богачевым основал «Группу ЛСР». В 2012 году продал свои акции. Сейчас Игорь Левит занимается коммерческой недвижимостью (владеет БЦ «Маркс» и строит еще одно офисное здание на Васильевском острове). Бизнесмену также принадлежит компания «Неруд-пром», которая специализируется на добыче песка. В 2017 году «Деловой Петербург» оценил состояние Левита в 1,9 млрд руб.

Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга