Битва за сухой порт Петербурга закончилась
Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) разрешила компании «Трансконтейнер» (подконтрольна РЖД) купить у Global Ports терминал в Санкт-Петербурге. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заместителя генерального директора ПАО «Трансконтейнер».
Связка бизнеса
О возможной покупке сухого порта «Логистика-Терминал» у Global Ports за 1,9 млрд руб. стало известно летом 2017 года. Аналитик компании «ВТБ Капитал» Ольга Болтрукевич тогда говорила, что Global Ports продает наземный терминал, потому что основная ее деятельность связана с работой в портах. У группы есть еще один сухой порт под Санкт-Петербургом — Янино. Это более универсальный терминал и лучше подходит для операционной деятельности Global Ports, поэтому группе лучше сосредоточиться на нем, добавляет аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.
По словам Болтрукевич, «Трансконтейнеру» необходим сухой порт для дальнейшего развития. «Трансконтейнер» — самый крупный оператор наземных терминалов и хорошо понимает, как управлять такими активами, отмечает она. По данным «Трансконтейнера», у него 45 терминалов в России и один в Словакии. Гендиректор фирмы Петр Баскаков в годовом отчете заявлял, что связка операторского и терминального бизнеса создает для нее «большие возможности по оптимизации исполнения заказа и сокращения сроков обработки груза на терминале».
Доминирующий игрок
Но тогда ФАС отказала «Трансконтейнеру» в удовлетворении ходатайства о покупке, объясняя это тем, что покупка «Логистика-Терминал» будет способствовать ограничению конкуренции на рынке.
Сухой порт
Сухой порт «Логистики-Терминал» расположен в Шушарах на расстоянии 17 км от Большого порта Санкт-Петербург. Он ведет транспортную обработку контейнеров с Пушкинским таможенным постом Санкт-Петербургской таможни. Основными клиентами терминала являются агенты судоходных линий и экспедиторские компании. Грузооборот «Логистика-Терминал» за 2016 год — 174 тыс. TEU, нормативная мощность — 200 тыс. TEU.
Global Ports получила этот терминал вместе с другими активами Национальной контейнерной компании (НКК), которую купила в 2013 году: Первым контейнерным терминалом в порту Санкт-Петербурга, Усть-Лужским контейнерным терминалом и терминалом в украинском порту Ильичевск.
В частности, антимонопольщики отмечали, что доля оператора «на рынках услуг по предоставлению контейнеров и фитинговых платформ превышает 50%», то есть он занимает доминирующее положение. При этом доля «Логистики-Терминал» на рынке транспортной обработки контейнеров в «сухих портах» Санкт-Петербурга и Ленинградской области составляла 60%.
«Приобретение ЗАО «Логистика-Терминал» создаст вертикальную цепочку ключевых транспортных активов (фитинговых платформ, контейнеров и сухого порта — железнодорожного контейнерного терминала), что позволит в одностороннем порядке воздействовать на общие условия контейнерных перевозок железнодорожным транспортом в сторону Большого порта Санкт-Петербург, что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции и может привести к усилению доминирующего положения ПАО «Трансконтейнер» на соответствующих товарных рынках. С учетом изложенного, данная сделка может привести к ограничению конкуренции на рынке контейнерных перевозок железнодорожным транспортом в сторону Большого порта Санкт-Петербург», — говорилось в решении ФАС.
Кроме того, как пишет «Коммерсантъ», замглавы службы Александр Редько сомневался в целесообразности сделки на фоне предстоящей приватизации «Трансконтейнера» (до сих пор не состоялась).
«Трансконтейнер»
«Трансконтейнер» предоставляет железнодорожные контейнерные перевозки клиентских грузов и контейнеров. В настоящее время 50% плюс 2 акции оператора принадлежит «дочке» РЖД — АО «Объединенная транспортно-логистическая компания». Группа Fesco (32,5% принадлежит группе «Сумма» арестованного по подозрению в мошенничестве Зиявудина Магомедова) владеет 25%, ООО «Енисей Капитал» принадлежит 24,5%. Ранее стало известно о планируемой продаже контрольного пакета акций компании. Как сообщал РБК, интерес к активу проявляли в разное время группа «Сумма», UCL, Global Ports, Российский фонд прямых инвестиций, французская CMA CGM (третий по объему перевозчик контейнеров в мире) и другие. Однако продажа до сих пор не состоялась.
Нельзя запретить
Руководство «Трансконтейнера» не согласилось с доводами ФАС. Как пояснял изданию замглавы «Трансконтейнера» Виктор Марков, фактическая доля «Трансконтейнера» на рынке предоставления платформ и контейнеров — 45%. А значит, речь о монополизме быть не может. Вопросы у оператора были и к «продуктовым и географическим границам рынка», примененным ФАС. ПАО направило регулятору дополнительные обоснования того, что в результате сделки конкуренция не будет ограничена, а в апреле обжаловало решение службы.
В итоге антимонопольщики пересмотрели свою позицию. РБК Петербург запросил комментарий в пресс-службе ФАС РФ. На момент публикации материала ответ не был получен. По мнению сопредседателя Комитета по таможне и транспорту Американской торговой палаты Юрия Ковалёва, решение ФАС изначально было некорректным, «Трансконтейнер» — не монополист, ему нельзя запретить покупать терминал» — поясняет эксперт.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, в свою очередь, сказал в разговоре с «Коммерсантом», что пересмотр решения ФАС демонстрирует рост компетентности службы в анализе рынка контейнерных перевозок и определении его границ. Для игроков сектора отсутствие рисков монополизации в случае сделки было понятно, ее логика и экономическая эффективность прослеживались с точки зрения как продавца, так и покупателя, считает эксперт. По его мнению, не исключено, что ранее обсуждавшаяся цена актива в 1,9 млрд руб. будет пересмотрена, с учетом смены крупнейшего акционера Global Ports (31% акций купила группа «Дело» Сергея Шишкарева).