«Возврат к советской системе»: на рынке соцуслуг разгорелся скандал
Комитет по социальной политике Петербурга предлагает частным поставщикам социальных услуг работать на новых условиях: вместо единого тарифа оплачивать только понесенные затраты. Бизнесу такая схема неинтересна. Результатом нововведений может стать отток частных компаний с рынка социального обслуживания, который за пять лет в Петербурге превысил 1 млрд руб.
Работа без прибыли
Как рассказали РБК Петербург крупнейшие участники частного рынка социального обслуживания населения, одно из основных отличий новой схемы заключается в том, что город будет платить компаниям за оказанные соцуслуги сугубо по затратам. И компаниям, чтобы получить возмещение от города в виде субсидии, необходимо подтвердить эти расходы. Для госкомпаний условия остаются прежними, они продолжат работать по тарифу.
Работать по новым условиям комитет предлагает с 1 апреля, то есть задним числом. На сайте администрации Петербурга 10 июля был опубликован проект постановления правительства Петербурга о внесении изменений в городское постановление № 1288 (29.12.2014 года), которое регулирует выплату компенсаций за оказанные соцуслуги. В нем указано, что все изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.04.2020 года. На запрос РБК Петербург комитет по социальной политике пока не ответил.
Директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business Татьяна Грушко сказала РБК Петербург, что федеральный законодатель не ограничивает права Смольного устанавливать обратную силу для принимаемых нормативных актов – распространять их на правоотношения, возникшие ранее даты вступления в силу. Однако это не означает, что игроки рынка не могут обжаловать решение чиновников.
Поставщики социальных услуг, в свою очередь уже раскритиковали нововведение. «Если затраты будут ниже гостарифа (подушевой норматив финансирования), то из бюджета компании заплатят по затратам, а если выше, то по нормативу. Таким образом, заработать на оказываемых услугах невозможно — прибыли в этой схеме быть не может», — говорит генеральный директор «Фонда 60+» Вадим Бараусов. На несправедливость новых условий указыват и гендиректор ООО «Система Забота» (надомные услуги населению) Константин Лившиц.
Основное опасение у участников рынка заключается в том, что из-за новой схемы произойдет снижение объемов финансирования на соцуслуги, которые оказывают частные компании. Денег и так из года в год не хватает, и оплата происходит с задержками. В этом году город рассчитался только в июне за услуги, оказанные в январе-марте 2020 года (и то после написания досудебной претензии в комитет по соцполитике). Низкий объем финансирования — это самая главная проблема, которая мешает развивать частный рынок социального обслуживания Петербурга, выросший за пять лет с нескольких десятков миллионов до более чем 1 млрд рублей, отмечают участники рынка.
Досудебные претензии
В конце июня поставщики отправили в комитет по социальной политике досудебные претензии о выплате задолженности за первый квартал. Среди отправителей — крупнейшие игроки УК «Опека» (сеть пансионатов), ООО «Наша забота» (медицинский центр), ООО «Система Забота» (надомные услуги), ООО «Эглин», МОО БЦ «Хэсэд Авраам», Ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» и др.
По данным УК «Опека», шести крупнейшим поставщикам за первый квартал комитет по соцполитике должен был примерно 600 млн руб., при этом на весь год у него утверждена сумма на эти цели в районе 700 млн руб. Спустя неделю после претензии выплаты за первый квартал начали выплачивать.
В частности, «Опеке», в петербургских пансионатах которой проживают 317 клиентов (на дому сотрудники ухаживают еще за 216 людьми), еще неделю назад город должен был около 200 млн руб. за первое полугодие, из них 122 млн — за первый квартал. После досудебной претензии деньги за первый квартал в размере 95 млн рублей были переведены за пациентов, находящихся в стационаре. Патронажную работу комитет еще не оплатил. В компании отмечают, что из трех регионов, где она работает, только в Петербурге из года в год проблема с выплатами.
В гериатрическом центре «Наша забота» 104 места, из них 17 на текущий день занимают клиенты с направлениями от комитета. За первый квартал город им должен 6,3 млн руб., которые также перевел в июле только после досудебной претензии. В компании отмечают, что готовы брать больше пациентов от города, но при понятной для всех схеме финансирования.
Число пожилых растет
Игроки рынка строят свои гипотезы по поводу причин сложившейся ситуации. «Число пожилых людей в Петербурге и стране ежегодно растет, многие из них нуждаются в уходе (по данным Петростата, на начало 2020 года в Петербурге проживало 916 тыс. людей старше 65 лет. По прогнозу к 2024 году их число превысит 1 млн человек — ред.). В 2019 году комитет по социальной политике подавал заявку в комитет по финансам на 2020 год в объеме 2 млрд руб. на финансирование социальных услуг пожилым, но он одобрил только 700 млн руб. Почему комитет по соцполитике не смог доказать комитету финансов, что число пожилых людей в городе растет, и за ними надо ухаживать, большой вопрос. Эта ситуация и привела к тому, что теперь нет возможности с нами рассчитаться. Мне кажется, что идет противостояние двух комитетов, и они выясняют, кто из них главный, а страдают, как всегда люди. Я не думаю, что здесь какой-то заговор по исключению частных поставщиков из этого рынка», — говорит Алексей Маврин, генеральный директор УК «Опека».
По словам Анны Юргановой, генерального директора ООО «Наша забота», комитет по соцполитике действительно заявил поставщикам, что финансирование на этот год израсходовано, и поэтому предложил возместить расходы, оказанные пожилым людям по затратам, а не по утвержденным тарифам, причем задним числом. «Во-первых, для этого надо переделывать огромное количество документов. Во-вторых, формула по расчету с нами показалось странной, там коэффициент меньше 1, и по какой формуле будет идти расчет, нам не объяснили», — отмечает Анна Юрганова.
Константин Лившиц подчеркивает, что комитет по социальной политике всегда рассчитывался не вовремя с поставщиками, но только в этом году впервые он не смог сообщить дату расчетов. «Никто в городе не хочет заниматься реальным анализом и подсчетом, какому количеству людей нужны такого рода услуги. Если посмотреть цифры в национальном проекте «Демография», в блоке «старшее поколение», то там нуждаемость по Петербургу в таких услугах растет на 20-30% в год. То есть, государство гарантирует гражданам получение этих услуг, а мы, частные поставщики, вынуждены их оказывать за свой счет. Это неправильная ситуация, и чтобы ее решить нужен другой подход», — уверен Константин Лившиц.
При новых условиях рынок социальных услуг перестанет быть интересен частному бизнесу, что приведет к их оттоку с госрынка. Это значит, что исчезнет конкуренция и снизится качество предоставляемых услуг, утверждают крупнейшие игроки.
По мнению Вадима Бараусова, выделять дополнительные средства на социальное обслуживание нужно будет в любом случае, и в правительстве города это хорошо понимают. Но, по его мнению, только вместе с частными операторами будет обеспечен необходимый объем и качество услуг — возврат к «советской» системе уже невозможен.
Как работает рынок частных пансионатов для пожилых
Рынок частного социального обслуживания населения в России начал формироваться в преддверии принятия в 2015 году федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (442-ФЗ). С его принятием у людей появилась возможность выбирать поставщика социальных услуг. То есть, госкомиссия признает человека нуждающимся в получении соцуслуг, и формирует для него индивидуальную программу. Тариф формируется как конструктор из набора различных услуг и в среднем составляя 65-70 тыс. руб. в Ленобласти и 70-90 тыс. руб. в месяц в Петербурге.
Человек выбирает поставщика, заключает с ним договор и получает услуги в соответствии с программой и тарифами, установленными государством. То есть, пожилой человек может выбрать проживание в частном пансионате по цене от 50 тыс. руб. в месяц и выше, из них он платит всего 10-14 тыс. руб. в месяц (не больше 75% от своего дохода), остальное финансирование идет из регионального бюджета. Для государственных поставщиков — по госзаданию, для частных — как компенсация оказанных услуг.
За пять лет объем частного рынка соцобслуживания вырос за счет госфинансирования с нескольких десятков миллионов рублей до 1,1 млрд руб. В перспективе его объемы могли бы достичь 2 млрд руб., так как для инвесторов рынок стал привлекательным: в последние пару лет пошли инвестиции в покупку недвижимости и расширение номерного фонда пансионатов и развитие медицинских центров, отмечают в некоммерческой организации «Фонд 60+».