Санкт-Петербург и область, 17 авг 2018, 16:50

Прощайте, черные шинели: зачем военно-морские вузы отправляют в Кронштадт

Читать в полной версии
Фото: Сергей Куликов/Интерпресс

Минобороны РФ вновь обсуждает идею перенести петербургские военно-морские учебные заведения в Кронштадт. Президент России Владимир Путин уже поставил резолюцию на предложении главы ведомства Сергея Шойгу «организовать необходимую работу» в этом направлении. Ядром нового учебного городка станет военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им. Кузнецова». В образовательной лицензии академии указаны здания и имущественные комплексы, расположенные по 13 адресам в черте Петербурга. Главное из этих зданий — Военно-морская академия им. Адмирала Н.Г. Кузнецова на Ушаковской набережной. Освобожденную недвижимость планируется передать в собственность Петербурга по рыночной цене.

Мнения о том, как переезд отразится на экономической жизни города и его культурной идентичности, — в подборке РБК Петербург.

Лев Лурье, историк и публицист:

Лев Лурье (Фото: РБК Петербург)

«Это очень важные для города, намоленные места. Петербург изначально связан с морем, а морские офицеры всегда воспринимались как наиболее просвещенная часть вооруженных сил России. Черный мундир с золотыми пуговицами и кортик — важная городская краска. Моряки — герои, красавцы, их любят девушки. Ленинградские невесты всегда стояли в очередях на танцы в училище им. Фрунзе. Затем эти парни и девушки женились, становились жителями Североморска, Петропавловска-Камчатского, Севастополя, а потом возвращались обратно.

Морской корпус Петра Великого на набережной Лейтенанта Шмидта — такая же значимая точка на карте города, как Эрмитаж или Казанский собор. Раньше это было единственное место, где выпускали морских офицеров императорской России.

Жалко, что эта часть уходит из Петербурга. Но при всем сожалении, аргументов за переезд все-таки больше. После сокращения вооруженных сил и училищ флотский элемент стал менее заметен, чем в годы моего детства и молодости, когда в районе Адмиралтейства все чернело от морских шинелей. Мне нравится идея перевести учебные заведения ВМФ в Кронштадт. Сегодня при всей своей красоте Кронштадт — «полумертвый» город. Хотя базой ВМФ он быть не может по ряду стратегических и тактических причин, у него появится возможность обрести настоящий морской колорит. Кроме того, как мы знаем, офицеры и контрактники — это не самая бедная часть населения. Я надеюсь, что их переезд экономически оживит Кронштадт и сделает его более привлекательным в туристическом отношении. Но и центр Петербурга не потеряет моряков — курсанты будут уходить в увольнительные и приезжать в центр города, справлять здесь свадьбы и ликовать в день ВМФ.

Кроме того, в отличие от планов перевода СПбГУ в Гатчинский район или под Пулково, которые абсолютно абсурдны, поскольку лишают город необычайно важной составляющей, здесь есть некоторая логика. Еще во времена министерства Сергея Иванова ВМФ отдал Петербургу Новую Голландию и Крюковы казармы, и мы видим, как это помогло городу. Надеюсь, оказавшиеся в распоряжении властей или частных владельцев освобожденные здания будут с толком использованы».

Владимир Линов, доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-градостроительного университета:

Владимир Линов (Фото: РБК Петербург)

«Без финансового анализа, мне кажется, в этом переезде нет никакого экономического смысла. Мне очень часто приходится вспоминать народную поговорку «два переезда равны одному пожару». От переезда больше потерь, чем выгоды. Десятки тысяч людей — не только курсанты, но и преподаватели — являются экономически активной частью населения Петербурга. Поэтому их переезд из центра города на периферию — это экономический и социальный ущерб для развития мегаполиса. Люди будут жить в периферийном районе и меньше бывать в центре города, следовательно, они будут реже покупать в городе товары и услуги.

Что касается освободившихся зданий, то их можно использовать самым разнообразным образом, поскольку это здания со смешанной планировочной структурой — в них много мелких помещений вдоль коридорной системы внутренних коммуникаций, но есть и большие аудитории. Мне кажется, их лучше использовать как учебно-просветительские и научно-исследовательские центры. В этом плане Петербург развивается очень активно. В просветительской деятельности сейчас много платных лекций, курсов, университетов разной формы, а достаточно крупные залы вузов позволят проводить там культурные и образовательные мероприятия».

Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St. Petersburg:

Николай Пашков (Фото: Пресс-служба Knight Frank St. Petersburg)

«Идея переноса военно-морских заведений в Кронштадт не вызывает у меня большого энтузиазма. Ведь речь идет не только о судьбе зданий, но и о памяти мест. Это места с историей, там выросли целые поколения офицеров. Это нематериальный актив, с которым нужно обращаться крайне бережно. Память — это такой же элемент исторического наследия, как сами здания и архитектура.

Отправить курсантов в Кронштадт — значит вырвать их из городской среды. Получится как с кампусом СПбГУ в Петергофе. Ведь остров значительно удален от города и имеет специфически ограниченную транспортную доступность. Этим объясняется и то, что все прошлые попытки развивать Кронштадт были неудачны. До сих пор рыночный спрос там крайне невысок.

Очевидно, что объекты, расположенные в центральных локациях Петербурга, которые будут освобождены после переезда, будут интересны под редевелопмент. Но многие из них — это исторические здания-памятники со специфическими планировками, соответственно любые действия с ними будут сопряжены с ответной реакцией градозащитников, да и сама эффективность такого приспособления неоднозначна.

Идея выкупа этих объектов городом по рыночной стоимости тоже вызывает вопросы — зачем здесь промежуточное звено в виде города? Почему Минобороны просто не может выставить здания на торги для конечного инвестора?

Судьба этих объектов в случае их приспособления более чем предсказуема, учитывая, что более 90% того, что строится в городе, — это жилье или апартаменты. Но это далеко не худшая судьба, потому что есть объекты, которые вовсе заброшены и простаивают в силу бюрократических сложностей или завышенной цены.

Интересанты на эти здания, безусловно, найдутся — вопрос цены. Впрочем, озвученная схема не позволяет мне предполагать, что у ее участников здоровая рыночная мотивация».

Анна Сигалова, директор департамента инвестиционных услуг Colliers International:

Анна Сигалова (Фото: Пресс-служба Colliers International)

«Из представленных к освобождению заведений наиболее интересными и перспективными с рыночной точки зрения являются Военно-морская академия им. Адмирала Кузнецова на Ушаковской набережной и Научно-исследовательский институт кораблестроения и вооружения ВМФ на Петроградской стороне. У обоих зданий отличное расположение. Красивая панорама Невы, крупный участок в более чем 3 га, а также близость к метро здания на Ушаковской набережной являются «ценным приобретением» для любого из форматов девелопмента, будь то бизнес-центр, апартаменты или гостиница. Культурное наследие объекта накладывает ряд ограничений на деятельность будущего инвестора — для большей части построек возможна только реконструкция, в то время как для нового девелопмента остается открытой вторая линия. Стоимость здания с участком составляет около 2,5 млрд руб.

Большая часть участка НИИ на улице Чапаева, 30 застроена, при этом двухэтажное здание является объектом культурного наследия, что выступает сдерживающим фактором для нового девелопмента. В перспективе участок в центре Петроградского района на берегу реки Карповки будет актуален как для бизнес-центра, так и апартаментов. На сегодня стоимость его находится в пределах 1 млрд руб.».


Мнение спикеров может не совпадать с позицией редакции.

Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис