Санкт-Петербург и область, 17 авг 2018, 17:33

Игроки пивного рынка рассказали о «нестандартной» ситуации

Читать в полной версии
Фото: Александр Николаев/Интепресс

Российский рынок пива впервые после нескольких лет падения показал рост. По итогам первого полугодия 2018 года пивоваренные компании сумели нарастить объем продаж в натуральном выражении. Впрочем, увеличение спроса на пиво было обусловлено и рядом случайных обстоятельств, которые могут не повториться в следующем году. Поэтому аналитики с осторожностью говорят об оживлении рынка и не рискуют давать прогноз о возможном росте отрасли в ближайшие несколько лет.

Долгожданный рост

По итогам первого полугодия 2018 года объем продаж пивоваренной компании «Балтика» в натуральном выражении вырос на 1%, во втором квартале этого года — на 10%. В компании Heineken говорят, что объем продаж в России увеличился более чем на 10%. Динамику выручки производители не раскрывают. По данным исследовательской компании Nielsen, всего в первой половине 2018 года спрос на пиво увеличился на 7% в натуральном и на 8% — в денежном выражении.

Пивной рынок впервые показал оживление спустя несколько лет. В 2017 году в России было продано порядка 4,4 млрд литров пива, отмечали в Nielsen. В денежном выражении продажи упали на 1,7% по сравнению с 2016 годом, в натуральном — на 4,7%. По оценкам «Балтики», в 2016 году падение рынка составило 1-2%, а в 2015 году снижение спроса было еще более значительным — 10%.

Аналитики Nielsen связывают увеличение потребления пива в 2018 году с проведением в России Чемпионата мира по футболу, ростом реальных доходов населения, низкими ценами в каналах современной торговли (супермаркеты и гипермаркеты), куда перетекает потребительский спрос, а также с эффектом низкой базы 2017 года из-за холодного лета.

Увеличение продаж в «Балтике» также объясняют развитием крупных брендов и реализацией коммерческих программ. В компании Heineken говорят о росте сегмента недорого пива, а также о сохранении положительной динамики в премиальном сегменте. Объем продаж в эконом-сегменте за январь—июнь 2018 года вырос на 15%, а в премиальном — на 11%, подтверждают в Nielsen. «Потребители охотно покупают премиальные марки, которые становятся доступнее во время многочисленных промоакций», — поясняет директор по корпоративным вопросам Heineken в России Кирилл Болматов.

Рост потребления пива игроки рынка связывают и с хорошими погодными условиями во втором квартале года. «Рост рынка на 1-2% по итогам года в связи с теплой погодой может оказаться не таким уж нереалистичным», — говорит вице-президент по продажам «Балтики» Ольга Белкина.

«Нестандартная ситуация»

По мнению аналитиков Nielsen, одновременное действие нескольких благоприятных факторов может привести к росту рынка пива на 3,2% по итогам 2018 года.

Сами пивовары дают более сдержанные прогнозы. «Есть некоторые положительные факторы: в 2018 году не вводятся новые регуляторные ограничения и не повышаются налоги, состояние экономики улучшается. Мы с осторожностью говорим о перспективах российского рынка пива и не хотели бы прогнозировать его возможный или неизбежный рост, а также то, когда именно он может произойти», — говорит Белкина.

Давать долгосрочные прогнозы игрокам рынка мешают сразу несколько факторов. «Потребительская уверенность (степень оптимизма относительно состояния экономики — ред.) остается на низком уровне, покупатель становится более восприимчивым к ценам. Рынок претерпевает большие изменения, в частности, растет сегмент разливного пива навынос, происходит увеличение доли региональных брендов, наблюдается высокое промо-давление в канале современной торговли», — поясняет Белкина. С ней согласен и Болматов.

В Nielsen согласны с тем, что успешная первая половина 2018 года оказалась «нестандартной» для индустрии, однако говорить об устойчивом росте рынка пока рано. «Учитывая нестабильность экономической ситуации в России, мы крайне осторожно относимся к положительным прогнозам динамики рынка пива в 2019 году», — заключают в компании.

Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать