В Петербурге вернулись к идее строительства тоннеля под Невой
Смольный может вернуться к идее строительства тоннеля под Невой в створе Пискаревского проспекта и Орловской улицы. Как сообщил РБК Петербург представитель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ), соответствующий проект обсуждает рабочая группа при комитете. Семь лет назад, напомним, петербургские власти решительно отказались от строительства Орловского тоннеля в пользу реализации более дешевого проекта, предполагающего возведение нового моста над Невой.
Экономические варианты
По словам представителя КРТИ, в рабочую группу входят представители городских комитетов по развитию транспортной инфраструктуры, по градостроительству и архитектуре, по инвестициям, а также компаний ОАО «Метрострой» (одна из крупнейших строительных организаций Петербурга) и ОАО «Метрогипротранс» (московская проектно-изыскательная компания).
«Рабочая группа должна дать первоначальные предложения о вариантах экономических моделей финансирования реализации данного проекта (строительства тоннеля — ред.), в том числе и по возможности использования механизма ГЧП (государственно-частное партнерство — ред.)», — сообщил представитель комитета.
«Надежда» поможет
Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники, компания «Метрогипротранс» предлагает строительство двух тоннелей длиной около 2200 м с двумя рядами движения автотранспорта в обоих направлениях. Для строительства должно быть использовано проходческое оборудование, в частности, щит «Надежда» (проходческий щит — ред.), который ранее использовали строители станций метро «Беговая» и «Новокрестовская». Это, по мнению разработчиков, является экономичным техническим решением.
Щитовая проходка тоннеля обеспечивает скорость прокладки до 300 м в месяц, пояснили в «Метрогипротрансе» изданию, она позволит строить тоннель в любое время года и по кратчайшему расстоянию между Смольной и Свердловской набережными. Над проезжей частью тоннеля будут смонтированы короба вытяжной вентиляции и дымоудаления, а также светильники.
«Учитывая то, что тоннельный комплекс в значительной степени располагается в зоне исторической застройки Петербурга, предусматривается размещение на поверхности земли лишь минимального количества сооружений», — говорят в «Метрогипротрансе».
По оценке АО «Метрогипротранс», предполагаемый срок строительства тоннеля — 3,5 года. Стоимость проекта оценивается до 39,9 млрд руб., что в почти два раза ниже стоимости первоначального проекта Орловского тоннеля (68,9 млрд руб.). Финансирование строительства планируется через систему государственно-частного партнёрства или облигационного займа под инфраструктурный проект. Стоимость проезда по тоннелю может составить 300 руб., пропускная способность — 60 тыс. автомобилей в сутки.
РБК Петербург направил запрос в ОАО «Метрогипротранс» с просьбой предоставить более подробную информацию о новом проекте.
Есть такая аксиома
Проект строительства Орловского тоннеля был подготовлен в 2009 году. Он предполагал строительство двух параллельных двухуровневых тоннелей под Невой протяженностью около одного километра, соединяющих створ Пискаревского проспекта со Смольной набережной. Его реализацией занялась «Невская концессионная компания», подконтрольная, по данным СМИ, First Quantum депутата Госдумы Виталия Южилина. Проект планировалось осуществить в формате государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения, подписанного в 2010 году. Финансировать его должны были в равных долях городской бюджет, федеральный инвестфонд и концессионер.
Но пришедший в Смольный в 2011 году губернатор Георгий Полтавченко свернул проект. Чиновники петербургского правительства тогда говорили, что тоннель оказался слишком дорогим. Первоначальная стоимость тоннеля — 47,7 млрд руб. — позже увеличилась до 70 млрд руб., а с учетом инфраструктуры — до 115 млрд руб.
Орловский тоннель — не единственный проект тоннеля, который рассматривался в Петербурге. Ранее чиновники обсуждали целесообразность строительства тоннеля в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Этот тоннель, по мнению чиновников, также оказался слишком дорогим. Его прокладка обойдется на 3-4 млрд дороже, чем строительство моста, говорил РБК Петербург разработчик проекта Восточного скоростного диаметра (ВСД), гендиректор Института «Стройпроект» Алексей Журбин. «Есть такая аксиома — тоннель всегда дороже, чем мост. Его необходимо строить только в том случае, если абсолютно невозможно и нецелесообразно по разным причинам (экологическим, историческим, охранным и иным) строить мост», — говорил эксперт.