Санкт-Петербург и область, 17 окт 2012, 10:54

«Мы хотим стать российской компанией для российского рынка» — президент сектора «Энергетика» Alstom Ф.Коше

Энергетическая отрасль России в самом ближайшем будущем станет полем активной конкурентной борьбы между сразу несколькими крупными мировыми производителями оборудования. Один из гигантов — французский Alstom — уже создал несколько совме­стных предприятий с российскими партнерами, получил ряд крупных контрактов и не собирается останавливаться на достигнутом. О том, какие игроки российского рынка потенциально могут стать партнерами Alstom, для чего иностранным компаниям нужны знания местных специалистов и на какие сектора энергетики Alstom делает основную ставку, корреспонденту РБК daily ИРИНЕ ЛАПЕЧЕНКОВОЙ рассказал президент сектора "Энергетика" компании Alstom ФИЛИПП КОШЕ.
Читать в полной версии

Энергетическая отрасль России в самом ближайшем будущем станет полем активной конкурентной борьбы между сразу несколькими крупными мировыми производителями оборудования. Один из гигантов — французский Alstom — уже создал несколько совме­стных предприятий с российскими партнерами, получил ряд крупных контрактов и не собирается останавливаться на достигнутом. О том, какие игроки российского рынка потенциально могут стать партнерами Alstom, для чего иностранным компаниям нужны знания местных специалистов и на какие сектора энергетики Alstom делает основную ставку, корреспонденту РБК daily ИРИНЕ ЛАПЕЧЕНКОВОЙ рассказал президент сектора "Энергетика" компании Alstom ФИЛИПП КОШЕ.— Вы уже достаточно давно выбираете площадку для строительства завода вашего совместного с "Атом­энергомашем" предприятия "Альстом Атомэнергомаш". Есть какие-то сложности?— Сложностей никаких. Дело лишь в том, что объем инвестиций в это предприятие предполагается очень большой и такие решения принимаются с расчетом на несколько десятилетий вперед. Например, наш завод в Бельфоре работает уже больше ста лет. В таких случаях если сделать неправильный выбор, то возможности что-то исправить или получить второй шанс просто не будет. Мы хотим понимать, сумеем ли найти персонал, инженеров для завода в том регионе, где решим его строить. Во-вторых, крайне важна транспортная инфраструктура. Поскольку производимое оборудование будет очень большого размера, необходимо оценить пути доставки его до реки для дальнейшей транспортировки, а если планируется экспорт, то нужен доступ к морю. Идеального варианта нет, мы смотрим на Санкт-Петербург, московский регион, взвешиваем все факторы. Лучше не принимать быстрых решений. Нас никто не торопит, но думаю, что до конца года мы уже объявим о своем выборе.— Ваше партнерство с российскими компаниями — в чем его необходимость?— Нам важно работать с российскими партнерами, так как они знают местный рынок. А наш вклад в рамках сотрудничества будет заключаться в технологиях, исследованиях, оборудовании, подготовке и обучении кадров. Как и в транспортном бизнесе, Alstom и в энергетике нацелен на локализацию производства, на то, чтобы восприниматься как русская компания для россий­ского рынка.— То есть можно говорить, что создание новых СП вы не исключаете?— Не исключаю.— Компании какого уровня потенциально могут стать вашими партнерами? Это такие крупные компании, как "Атомэнергомаш", "Силовые машины", или средние и мелкие в том числе?— Возможности кооперации зависят только от эффективности этого сотрудничества. Поэтому нам интересны как крупные, так и небольшие предприятия, с последними можно работать как раз в сфере сервисных услуг.— Речь только о производителях оборудования или же генерирующие и сетевые компании, например ФСК ЕЭС, вам тоже интересны? Не хотели бы купить долю в какой-нибудь крупной генерирующей компании?— Мы никогда не интересовались производством электроэнергии, это не наша стратегия, потому что тогда мы бы стали конкурентами для наших заказчиков, а это не нужно. Поэтому мы концентрируемся все же на работе в рамках СП, а не на покупке активов. Если говорить о сетевых компаниях, то если найдем эффективного партнера, то, конечно, создадим СП и в этой сфере, но этим занимается наше подразделение Alstom Grid.— Как на реализации ваших планов скажется вступление России в ВТО?— Я не уверен, что это как-то повлияет на нас. Возможно, лишь ускорит процесс нашего выхода с продукцией совместных предприятий, в первую очередь с "Атом­энергомашем", на зарубежные рынки.— Представители вашей компании очень много говорят о перспективности российского рынка для иностранных производителей энергооборудования. Поясните, на чем основана эта уверенность?— Во-первых, в России неизбежно будут расти потребности в электроэнергии, а значит, необходимо будет строить новые генерирующие мощности. Во-вторых, огромный спрос будет на работы по модернизации существующих мощностей — оборудование на многих электростанциях, причем самых разных типов, работает уже десятки лет и требует обновления. Еще одно направление — производство теплоэнергии для российских систем центрального отопления, которые распространены повсеместно. Здесь также важно поддерживать процесс модернизации оборудования и строительства новых мощностей. Также мы заинтересованы в обслуживании оборудования, на днях мы заключили с "Мосэнерго" первый в России контракт на сервисное обслуживание переданного компании в 2011 году энергоблока на ТЭЦ-26 сроком на 14 лет.— На какие сектора энергетики вы делаете основную ставку при развитии своего бизнеса в России?— В первую очередь нас интересует атомная энергетика, вот почему было создано совместное предприятие с "Атомэнергомашем". Все страны мира по своему отношению к ядерной энергетике делятся на три типа: те, кто решили отказаться от нее, например Германия, Швейцария, Италия; те, кто заявляют об отказе, но вряд ли в итоге откажутся, в том числе Япония; и те, кто продолжают это направление развивать, и таких большинство: Саудовская Аравия, США, Польша, Чехия, Китай, Индия, Великобритания, скорее всего Франция. Россия также в этом списке. При этом после аварии на АЭС "Фукусима" возрос спрос на системы безопасности и способы повышения надежности станций, и такое оборудование мы также готовы поставлять потребителям. В России на строительстве первой очереди ЛАЭС-2 мы как раз монтируем специальные резервные дизель-генераторы, которые будут поддерживать работоспособность станции в случае чрезвычайной ситуации. Также нам интересна работа на второй очереди ЛАЭС-2, строительстве Нижегородской АЭС, мы в 2015—2016 годах завершим поставки в рамках контракта на Балтийскую АЭС. Кроме того, во всем мире достаточно много АЭС, построенных в 70—80-е годы, и здесь также мы ожидаем большой спрос на работы по переоснащению и модернизации. В другом сегменте — теплоэнергетике — требуют модернизации котлы, которые обеспечивают работу систем центрального отопления. Они должны заменяться на газовые турбины, а вместе с ними будут работать паровые турбины. Все это наш профиль.— Как оцениваете потенциал возобновляемых источников энергии в России?— Если говорить о гидроэнергетике, то это очень перспективно. Именно поэтому мы в 2011 году создали совместное предприятие с "РусГидро", а весной этого года начали строительство завода в Уфе по производству оборудования для малых и средних ГЭС, гидроаккумулирующих электростанций, вспомогательного оборудования. Насчет использования солнечной энергии в России с учетом сурового климата — не уверен, что за этим будущее. Использование энергии ветра, в свою очередь, возможно только в случае субсидирования компаний, которые будут этим заниматься, со стороны государства, поскольку для окупаемости затрат на ветрогенератор требуется 4 тыс. часов ветра в год со скоростью 7—9 м/с. Не знаю, сколько таких мест есть в России.— Каково сейчас присут­ствие Alstom на российском рынке в денежном выражении и на какую динамику вы рассчитываете?— Мы никогда не озвучиваем такие данные, могу лишь сказать, что рассчитываем на серьезный рост своей доли.— К конкуренции со стороны других зарубежных компаний на российском рынке готовы?— Мы к ней привыкли, потому что во всем мире Alstom, Siemens, General Electric, японские фирмы работают бок о бок. Поэтому, как и везде, нужно будет предлагать то, что необходимо потребителям, чтобы быть лидерами.

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США