Санкт-Петербург и область, 17 дек 2019, 16:49

Жители Ленобласти вышли на улицы из-за полигона «шаговой доступности»

Читать в полной версии
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

В Ленинградской области разгорелся новый скандал вокруг старой свалки. В минувшее воскресенье, 15 декабря, в городе Волосово прошел согласованный властями митинг жителей, протестующих против проекта реконструкции (с расширением) существующего полигона ТКО в районе деревни Калитино. На митинге звучало: «Мы против того, чтобы к нам свозили петербургский мусор!», «Мы против полигона! Его надо рекультивировать и закрывать, потому что он уже заполнен». Инициативная группа из 700 человек подготовила петицию губернатору Ленобласти Александру Дрозденко, которую подписали уже более 1000 человек, что довольно много для близлежащих деревень, население которых составляет от 2 до 4 тыс. жителей.

Мусор из Петербурга

В петиции утверждается, что полигон работает с нарушениями. В частности, вопреки нормативам, согласно которым этот небольшой полигон должен использоваться только для отходов Волосовского района, в последние 2 года на него свозят мусор также из других районов области и даже из Санкт-Петербурга. «Именно в этом причина быстрого истощения возможностей полигона. За 2 года полигон вырос в огромную гору мусора», — считают авторы обращения. Кроме того, они утверждают, что «на полигон свозят мусор не соответствующий заявленным классам опасности, а консервация отходов проходит с нарушениями, загрязнения попадают в водоносный слой, качество воды стремительно падает».

«Сточные канавы, вырытые вокруг полигона, залиты черной зловонной жидкостью. Токсичные вещества с полигонов угрожают жизни и здоровью людей, и не могут не влиять на экологическую ситуацию в районе в целом», — утверждают авторы Петиции, обосновывая этим свою просьбу к губернатору закрыть полигон и провести проверку предполагаемых нарушений в его работе.

На 23 декабря запланированы публичные слушания по проекту в зале заседаний администрации Волосовского муниципального района.

«Прирезка земли»

Максим Боганьков, совладелец компании «Профспецтранс», являющейся оператором полигона, в интервью 47news не отрицает, что половина мусора на его полигон поступает из Петербурга. «Но так не первый год. Почему из города везут — а куда ещё? С чего сейчас начался сыр-бор, я не понимаю. При этом мы ещё и перевозчик, закрываем 95% потребностей района».

Он отмечает, что реконструкция предусматривает размещение рядом с полигоном современного производства по сортировке мусора (новой земли не потребуется — «речь идёт о технической прирезке той земли, которая и так была переведена под полигон в далёком 2002-м году»).

«Из инфраструктуры — площадка для компостирования, модернизация очистных, строительство канализационной станции, расширение пруда накопителя, увеличение количества смотровых скважин. Новое оборудование — новая сортировочная линия, роторный барабан шестиметровый, измельчитель, дробилка крупногабаритного мусора. Это позволит удалять органику и смёт. На 30% разгрузит полигон. Эта часть пойдёт на площадку для компостирования, а там после перемешивания с грунтом станет тем продуктом, который можно продавать как удобрение. Инженерная подготовка обойдётся в 35-40 миллионов, оборудование ещё в 50 млн», — говорит Максим Боганьков. Он утверждает, что реконструкция позволит увеличить переработку с нынешних 4-8% до 60%.

Раздельный сбор

Член Экологического совета при губернаторе Ленобласти Роман Казаков считает, что если проект будет реализован в заявленном виде, то он несомненно улучшит ситуацию с отходами и вообще принесет пользу местным жителям. Что касается протестов населения, то он считает это следствием досадной недоработки властей: «Мне кажется, нужно больше работать с жителями — разъяснять людям преимущества мусорной реформы, чтобы население было в нее вовлечено и заинтересовано. Надо объяснить жителям, что их муниципальный бюджет получает 55% средств, которые полигон платит за размещение отходов — в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду. Эти средства можно потратить на благоустройство, на строительство социальных объектов». Он считает, что следует стимулировать население какими-то преференциями, например, продавать ему производимые удобрения по себестоимости или по сниженным ценам.

Помимо прочего Роман Казаков считает, что местные власти должны внедрять раздельный сбор. Между прочим, с этим согласен и Максим Боганьков, который уверен, что жители поддержат такое начинание: «Почему нет-то? Мы что, свиньи? Так или иначе к этому придём».

Сортировка невозможна?

В то же время многие независимые экологи как и местные жители не верят, что проект реконструкции полигона будет реализован в заявленном виде. Представитель авторитетной экологической организации, пожелавший остаться не названным, заявил РБК Петербург, что декларированных целей проект, скорее всего, не достигнет:

«Привозимые грузовиками отходы после их уплотнения нормально отсортировать невозможно. По нашим расчетам, максимум, что удастся отсортировать — это 7% полезных фракций из тех 100 тысяч тонн, которые планируется завозить ежегодно. Часть отходов будет направляться на компостирование. Но такой компост не пригоден в качестве удобрения, потому что мусор сильно перемешан со всякими вредными фракциями», — говорит собеседник РБК Петербург.

Как показывает опыт предыдущих попыток такого компостирования, получить сертификат на использование такого компоста в качестве удобрения практически невозможно, добавляет источник. «Он годится только в качестве инертного грунта для засыпки захороненных отходов при рекультивации полигонов. Для производства удобрения мусор, предназначенный для компостирования, должен быть отсортирован на входе — в процессе сбора должна быть выделена максимально чистая органика. Даже немцы при их высокой культуре сбора отходов признались нам, что система компостирования для получения удобрения себя не оправдывает. По этой причине в Германии компостирование применяют почти исключительно для рекультивации старых, токсичных полигонов», — говорит эколог.

«У нас есть богатый опыт изучения подобных проектов. Мы видели, как по требованиям закона устанавливались сортировочные линии, но потом не работали. У нас нет оснований считать, что в данном случае будет иначе. В лучшем случае сортировка будет производить непригодный для сельского хозяйства компост, который формально представят как продукт переработки и таким способом выполнят нормативы по переработке ТКО. То обстоятельно, что значительные инвестиции оказывается потраченными впустую, не должно смущать — рекультивация и закрытие полигонов стоит гораздо дороже. Так что продление эксплуатации полигона, в данном случае на 5 лет, окупит все потери», — добавляет он.

Куда бы раскидать мусор

Председатель Экологического совета при губернаторе Ленобласти, глава общественной экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук считает порочным само направление, в котором сейчас движется мусорная реформа. По его мнению, следует сконцентрировать усилия на организации полной, стопроцентной переработке отходов, уже практически реализованной в некоторых странах Европы и запланированной, в частности, в концепции создающихся в разных регионах России экотехнопарках.

«Полигоны — устаревшая модель обращения с ТКО. Технологии их переработки дошли до того, что теперь можно переработать все фракции ТКО (без «хвостов») в товарный продукт, продать и получить прибыль. Так что в перспективе эта отрасль уйдет из сферы обслуживания и станет нормальной отраслью производства. Граждане уже не будут платить за вывоз мусора со двора, а наоборот, будут получать деньги за сдачу вторсырья на переработку, как сейчас получают за сдачу, например, металлолома, — уверен эксперт. — Задачи властей Петербурга — не искать место в Ленобласти, куда можно было бы раскидать свой мусор, а построить на территории города, законом это допускается, заводы по 100% переработке ТКО в полезные и нужные продукты — теплоизоляцию, техногрунт, искусственный щебень и многое другое».

Юрий Шевчук считает недостатком деятельности нынешнего регионального оператора то, что он не сумел объяснить населению перспективы и направления движения «мусорной реформы»: «Вместо этого он продолжил пагубный путь на создание новых или расширение старых полигонов».

Справка

Объект реконструкции занимает три земельных участка — участок существующего полигона площадью 5,00 га и новые смежные участки площадью 1,58 га и 1,28 га. Площадь двух карт увеличится с 3,46 га до 4,6 га. Объём накопленных ТКО официально составляет 200 тысяч кубометров, заполнение — 80%. Исходя из приёмки в год 100 тысяч тонн (70 тыс. тонн — ТКО, 30 тыс. тонн — промышленные отходы), функционирование полигона рассчитано на 4,7 года.

Pro
Как определить реальные цели в карьере и успешно достичь их
Pro
«Ставка не опустится ниже 21%»: что будет с ДКП и рынком в 2025 году
Pro
Биохакинг и вино: эти тренды определят судьбу FMCG на десять лет вперед
Pro
Чем запомнился год председательства России в БРИКС
Pro
Какие стартапы привлекли больше всего денег в 2024 году
Pro
«Стесняюсь сказать»: 38 готовых фраз на все случаи жизни
Pro
Что ждет альткоины и мемкоины в 2025 году
Pro
Nike, Lego, Сoca-Cola: как бренды играют на чувствах зрителей в рекламе