Санкт-Петербург и область, 17 дек 2020, 13:27

«Поразительный шеринг»: эксперты увидели социальные эффекты пандемии

Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

Одним из неожиданных эффектов пандемии и связанных с ней экономических трудностей стала эволюция роли бизнеса: он развернул активную деятельность далеко за рамками своих коммерческих задач — и как благотворитель, и как организатор инициатив, направленных на смягчение «пандемического» удара. Также пандемия вызвала важный эффект солидарных действий — самые разные общественные организации, компании и отдельные люди быстро договаривались между собой и оперативно решали проблемы поддержки врачей, пациентов, пожилых, запертых на карантине инвалидов, оставшихся без работы сотрудников, и так далее. Взглядами на то, чем эти тренды могут продолжиться, поделились руководители благотворительных фондов и петербургские предприниматели на онлайн-встрече «Общее дело: солидарность во время и после пандемии», организованной РБК Петербург в рамках проекта «Энергичные люди. Герои форс-мажорного года».

Шеринг ресурсов

Практически все задачи приходилось решать с колес, говорит член правления фонда «Адвита» Елена Грачева. «Например, когда мы столкнулись с необходимостью тестировать всех подопечных нашего фонда на «ковид», бесценную помощь оказала лабораторная служба «Хеликс», мы смогли защитить все отделения от внутренних вспышек. «Яндекс.Такси» возил наших подопечных и врачей к месту лечения и работы, что тоже сдерживало распространение инфекции. Когда в одночасье закрывались отделения больниц на карантин, люди утром пришли на работу, а потом оказывалось, что они не могут выйти, большую поддержку оказали рестораны в Новой Голландии и многие другие. Они привозили обеды в больницу и кормили запертых на работе врачей», ­– приводит она примеры кооперации. Елена Грачева называет это «поразительным шерингом» ресурсов бизнеса и экспертной профессиональной помощи. «Мы быстро получали запрос и максимально быстро его решали. Отклик был стремительный, переговоры шли очень быстро, у нас не было дисконнекта практически ни с одной компанией», — рассказала член правления «Адвиты».

Елена Грачева: «Когда закрывались отделения больниц на карантин, люди утром пришли на работу, а потом оказывалось, что они не могут выйти, рестораны в Новой Голландии привозили обеды и кормили запертых на работе врачей»

Директор фонда помощи взрослым «Живой» Виктория Агаджанова подтверждает, что пандемия научила решать задачи очень быстро. Их рекорд — с момента запроса больницы на СИЗ (средства индивидуальной защиты, маски, перчатки, защитные костюмы) до момента поставки прошло всего 8 часов, включая время на поиск денег, закупку, оплату и поставку. «Не было ощущения перетягивания одеяла на себя. Мы работали в тандеме с бизнесом, медицинским и благотворительным сообществом, и это сильно сказалось на эффективности оказания помощи», — рассказала она.

«Ребята, помогите, мы тут голые ходим, работаем в своей одежде, никакой помощи от государства нет», — так собственник Sportego Владислав Махонин описывает поступавшие к ним весной призывы врачей. По его словам, государственная медицина оказалось не готова к такому масштабу эпидемии. Централизованные закупки СИЗ сильно запаздывали и только через месяц-полтора средства защиты стали поступать в больницы в нужном объеме.

Виктория Агаджанова: «Не было ощущения перетягивания одеяла на себя. Мы работали в тандеме с бизнесом, медицинским и благотворительным сообществом»

С такими призывами о помощи столкнулся практически весь крупный бизнес. «Мы никогда не занимались медицинским оборудованием и СИЗ, и очень быстро, буквально за часы перестроили свою благотворительную помощь на закупку средств индивидуальной защиты и доставку по больницам», — рассказал заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка РФ Анатолий Песенников. По его словам, у многих на первое место вышло такое чувство, как эмпатия — готовность помогать и сопереживать.

По наблюдению президента Группы «Эталон» Геннадия Щербины, для организации помощи не всегда нужно дополнительное финансирование, ресурс может быть любым — в том числе доступ к неравнодушной аудитории. «А у нас как девелопера полного цикла, обслуживающего построенные дома, она огромна. Поэтому мы участвовали в акции «Добро» от mail.ru — наши управляющие компании разместили плакаты в местах общего пользования в ЖК, призывающие помогать пожилым людям. Нуждающиеся в покупке продуктов или медикаментов люди могли оставлять пожелания в почтовых ящиках жильцов-добровольцев, участвующих в акции, которые вместо них ходили в магазин или аптеку и доставляли покупки до двери», — отметил он.

Геннадий Щербина: «Наши управляющие компании разместили плакаты в местах общего пользования в ЖК, призывающие помогать пожилым людям. Нуждающиеся в покупке продуктов или медикаментов люди могли оставлять пожелания в почтовых ящиках жильцов-добровольцев, участвующих в акции»

Кроме того, несмотря на турбулентность 2020 года, «Эталон» не стал сокращать благотворительные программы. «Например, в этом году мы поддержали проект «Доброшрифт», главная задача которого помощь детям с церебральным параличом. На постоянной основе компания поддерживает отраслевые организации. Своих планов в этом отношении мы не меняем», — подчеркивает Геннадий Щербина.

Новые форматы

Во время пандемии многие компании из отраслей, которые особенно сильно пострадали от введенных властями ограничительных мер, занимались перепрофилированием бизнеса с учетом возникших социальных нужд. Многие рестораны после введения запрета на прием посетителей организовали доставку, чтобы иметь хоть какой-то доход, и, несмотря на трудности, помогали больницам, доставляя обеды для врачей.

«Нас, как как малый ресторанный бизнес, это коснулось больше всего. Мы в один день после закрытия ресторанов потеряли всю выручку», — вспоминает директор «Общества чистых тарелок» Александр Берковский. Главной задачей, по его словам, стало сохранение коллектива. «Мы думали прежде всего о том, как наши сотрудники будут существовать ближайшие месяцы. Эту же мысль мы транслировали нашим гостям, нашим заказчикам на кейтеринговые услуги, корпоративное питание, получили от этой аудитории огромную моральную поддержку в соцсетях и огромный спрос на услуги доставки. Мы сделали проект по доставке больших коробок с едой и у нас буквально за три дня раскупили несколько тонн еды», — поделился он.

Александр Берковский: «Мы думали прежде всего о том, как наши сотрудники будут существовать ближайшие месяцы. Эту же мысль мы транслировали нашим гостям, нашим заказчикам на кейтеринговые услуги, корпоративное питание, получили от этой аудитории огромную моральную поддержку».

До 2020 года большинство рестораторов были очень консервативными и считали, что нужно принимать резерв по телефону и записывать заказы на бумажке. Почти всем пришлось пересмотреть свои взгляды. «Все понимают, что такое доставка, реклама в интернете, как самому сделать без службы доставки свой сервис, как организовать несколько сложных интернет-сервисов, чтобы присутствовать не только оффлайн», — говорит Александр Берковский.

Фабрика по производству спортивной одежды Sportego переключилась на массовое производство защитных комбинезонов и экранов для медработников. «Мы организовались, быстро построили высоко эффективные производственные ячейки, смогли выпускать новую продукцию большими объемами. Появился интерес у государства, мы смогли поучаствовать в контрактах, чтобы снабжать больницы», — рассказал Владислав Махонин. Мобилизация далась нелегко — за счет внеурочной, практически круглосуточной работы, поскольку «сроки поджимали», признается он.

Перехват персонала

Кризис — это время коллабораций и партнерств компаний из самых разных сфер. Сооснователь iGooods Григорий Кунис рассказал об опыте приема на работу курьерами и сборщиками заказов сотрудников торговых сетей и ресторанов, которые остались без работы. «Основной вариант партнерства у нас был — это перехват персонала для тех, у кого в силу ситуации, он получался излишним», — сообщил Григорий Кунис. Такое сотрудничество было взаимовыгодным: владельцам закрывшихся магазинов было не нужно платить персоналу за простой, люди получили работу, а сервис доставки продуктов — возможность для расширения в момент пика спроса на свои услуги. «Нас эта ситуация научила быстро адаптировать персонал. Если до пандемии мы вводили в строй людей за 1,5 недели, нам пришлось перестроить систему обучения, чтобы за 3-4 дня удавалось выводить людей работать на первой линии», — пояснил предприниматель. По его словам, компания готова использовать полученный опыт и в будущем, если массовое закрытие магазинов и ресторанов повторится.

Похожий кейс реализовал и Сбербанк. «Когда был локдаун, многие наши клиенты и предприниматели оказались перед дилеммой, что делать с сотрудниками. Выручки нет, а людям надо платить зарплату. И мы на своей платформе начали расширять курьерскую службу. По сути, мы брали сотрудников наших клиентов для того, чтобы устраивать их курьерами и развозить продукты по тем заказам, которые есть», — поделился опытом Анатолий Песенников.

Анатолий Песенников: «Мы на своей платформе начали расширять курьерскую службу. По сути, мы брали сотрудников наших клиентов для того, чтобы устраивать их курьерами и развозить продукты по тем заказам, которые есть»

По мнению Геннадия Щербины, самыми удачными оказались и так называемые коллаборации, когда компании со схожей философией, товарами или услугами, которые дополняют друг друга, запускают совместные проекты. Так, в нескольких жилых комплексах Группы «Эталон» появятся специальные стойки компании OZON для бесконтактной передачи заказов. «На мой взгляд, это хорошая практика для снижения рисков распространения инфекции», — полагает он.

Быстрее, удобнее, проще

Генеральный директор «Хеликс» Юрий Андрейчук считает, что пандемия стимулировала компанию на поиск новых форматов работы. В итоге появился проект сдайнакоронавирус.рф, для которого «Хеликсу» пришлось перестроиться технологически. Этот проект решает важную задачу: человек может сдать текст на COVID-19, не выходя из дома. «Он снимает нагрузку на потребность в медперсонале. Потому что потребность дичайшая. Его не хватает. Эта новый интерфейс взаимодействия с лабораторией, он интересен и, может быть, будет трансформироваться дальше», — рассчитывает Юрий Андрейчук. В качестве примера коллаборации он приводит совместное исследование «Хеликса» и Военно-медицинской академии по изучению популяционного иммунитета. Тех, кто переболел коронавирусом, проверяют на наличие антител IgG к вирусу и динамику изменения их концентрации с течением времени.

По прогнозам Юрия Андрейчука, пандемия коронавируса перевернёт лабораторную диагностику. «Сейчас лучшие умы думают, как родить новые форматы тестирования, как это сделать в том месте, где надо, и всего за пару минут», — подчеркивает он.

«Ситуация, которая возникла в этом году, дала огромный толчок к развитию технологий и решений в био и фарминдустрии, в обычной жизни мы бы таких результатов не достигли», — соглашается Елена Грачева. За огромный рынок вакцины от коронавируса обострилась конкурентная борьба, констатирует она.

Елена Грачева: «Ситуация, которая возникла в этом году, дала огромный толчок к развитию технологий и решений в био и фарминдустрии, в обычной жизни мы бы таких результатов не достигли»

Онлайн-платформы

PR-директор МТС в Санкт-Петербурге Яна Чарикова приводит статистику: в конце мая только 13% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса были уверены, что их бизнес сможет пережить этот кризис. «Здесь мы увидели возможность помочь, у нас запустился проект-платформа «Мне близко», где предприниматели могли добавить на карту свою точку, описав механизм, как они перестроились в период самоизоляции, появились ли у них курьеры, или может у них фитнес-зал, который проводил трансляции в зуме. Все это они могли описать и бесплатно разместить на этой карте. К проекту подключились десятки городов, мы получили тысячи заявок от предпринимателей. Мы видели, что малый бизнес пытался перестроиться, чтобы как-то пережить этот сложный момент», — рассказывает она. Через несколько недель МТС представит обновленную платформу для поддержки малого бизнеса, бесплатную для самих предпринимателей.

Фонд «Живой» тоже принял участие в коллаборации, когда несколько благотворительных фондов и организаций («Ненапрасно», «Добрый город Петербург», «Лавка радости» и др.) объединились на единой платформе, чтобы координировать усилия, рассказала Виктория Агаджанова. «Если обращались больницы в наше сообщество, они могли получить экспертную поддержку, в частности, как оборудовать реанимации, каким образом подготовить больницу к ковиду. Также мы обменивались заявками, которые поступали в каждую организацию, поставщиками, жертвователями и так далее. Мы первый раз в жизни поняли, что можем не расходиться после решения оперативной задачи, а попробовать придумать дальнейшую задачу для коллаборации», — отмечает она.

«Я могу сказать, что общество возьмет в дальнейшем свою жизнь — это технологии, которые оперативно и быстро стали для нас привычной средой. Мы в один день перешли на дистанционную работу, — говорит генеральный директор управляющей компании «ДОХОДЪ» Маргарита Бородатова. — Я как руководитель ставила во главу обеспечение стабильности в предоставлении наших сервисов и услуг».

Маргарита Бородатова: «Я могу сказать, что общество возьмет в дальнейшем свою жизнь — это технологии, которые оперативно и быстро стали для нас привычной средой. Мы в один день перешли на дистанционную работу. Я как руководитель ставила во главу обеспечение стабильности в предоставлении наших сервисов и услуг»

Спекуляции и жажда наживы

Впрочем, были и негативные примеры. На поставках благотворительных фондов пытались наживаться. «В плане спекуляций творилось нечто грандиозное. Сейчас накал поутих, но в самом начале были немыслимые цены. Один и тот же товар, из одной и той же партии мог оказаться с разницей в цене почки в 300%, ­– говорит Виктория Агаджанова.­– Поэтому мы очень дотошно исследовали рынок и выбирали поставщиков».

Юрий Андрейчук пояснил, что дефицит медоборудования был создан искусственно. «Во многих странах был запрет, чтобы отгружать какие-то компоненты или системы. Я не говорю о том, что на некоторое оборудование цены взлетели на 400%. Его просто было не купить», — заявил он.

Инвестор Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили напонимает: еще полгода назад медицинские маски были «биржевым товаром» — каждое утро объявлялась их стоимость, за наличные средства их приобретали даже врачи. Если стабильность в поставках масок удалость наладить и дефицита больше нет, то перчатки до сих пор периодически дорожают в разы. «К жажде наживы нужно относиться философски, потому что такие люди были всегда», — полагает она. Она приводит пример подобного отношения. «Есть большой фонд, который помог якобы многим регионам, предоставил им оборудование и СИЗ, но только никто не прочитал мелким кеглем, что эта помощь предоставлена в виде займов, за которые регионы вынуждены будут потом расплачиваться. Очень не хотелось бы, чтобы таких случаев было много», — говорит Виктория Шамликашвили. Несмотря на это, она считает, что «пандемия дала возможность всем проявить лучшие качества».

Глава МО «Гавань» Нэлли Вавилина уверена, что ковид заставил сплотиться гражданское общество. «Люди объединились, и врачи и пациенты поддерживали друг друга в социальных сетях. Я столкнулось с тем, что общество готово помогать друг другу, не опираясь на власть», — утверждает она.

Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику